Специальные радиосистемы
Логин  Пароль   Регистрация   
На главную
наш магазин радио
объявления
радиорейтинг
радиостанции
радиоприемники
диапазоны частот
таблица частот
аэродромы
статьи
файлы
форум
поиск
Профессиональная радиостанция Vertex VX-231
Радиотелекс и радиофакс на морском флоте
Часть вторая
Начало » Морская и речная радиосвязь
Разместил: RK3DIA 5.5
Авторские права Виктор Мусатов, RK3DIA


Эта статья продолжает рассказ о радиофаксе и радиотелексе
Радиотелекс и радиофакс на морском флоте
остающимися одними из основных видов связи для обеспечения безопасности мореплавания. Радиотелекс является составной частью ГМССБ и используется для обмена информацией при бедствии. И как всегда о том, что необходимо нам любителям чтобы принимать сообщения в формате радиотелекса.

Радиотелекс, это скоростная передача текстовой информации посредством радиосвязи в диапазонах СВ/ПВ/КВ. Этот вид связи имеет еще другое название узкополосного буквопечатания (УБПЧ) или по английской терминологии NBDP - narrow band direct printing. Узкополосным называется Радиотелекс потому, что полоса частот, которую он занимает при передаче почти в 10 раз меньше, чем в радиотелефонии в режиме SSB (250 Гц против 2,7 кГц).
Радиотелексу присвоен класс излучения F1B/J2B (частотная модуляция несущей цифровым сигналом / однополосная амплитудная модуляция с полностью подавленной несущей, один канал, содержащий цифровую информацию с использованием поднесущей). В настоящее время передача радиотелекса ведется главным образом в режиме J2B, т.к. при работе в режиме F1B (частотная модуляция несущей частоты цифровым сигналом) трудно было поддерживать высокую стабильность частоты.
УБПЧ или Радиотелекс как вид связи применяется на морских и река-море судах и береговых радиоцентрах с конца 50-х годов 20 века.

Увеличить

Радиорубка грузового теплохода «Фатеж» (слева стартстопный телеграфный
буквопечатающий аппарат «Т-63»), т/х «Нежин» из х/ф «Пираты ХХ века».

Применение радиотелекса позволяло существенно уменьшить время занятия канала связи, что было существенно, особенно в средневолновом диапазоне, где для связи использовалось всего семь фиксированных частот.
В начале для скоростной передачи в режиме А1А использовали либо ДКМ (клавиатурный датчик кода Морзе), а так же трансмиттер, через который пропускалась перфолента с заранее набранной последовательностью точек и тире (кода Морзе) в виде перфорированных отверстий.

Увеличить

Клавиатурный датчик кода Морзе «ДКМ-60» (справа), ключ Морзе, часть трансмиттера (слева) .
Скорость передачи трансмиттера 1500 знаков в минуту, а клавиатурного датчика кода Морзе соответствует скорости печатания пишущей машинки до 200 знаков в минуту.
Несколько позже на смену трансмиттеру на береговые радиоцентры и суда пришли стартстопные приемно-передающие буквопечатающие аппараты. Модельный ряд их довольно широк РТА-60, СТА-М67Б, РТА-7Б, Т-63, Т-100, F-2000 и т.д. Скорость передачи стартстопных телеграфных аппаратов была уже 400 знаков в минуту.

Увеличить

Стартстопный буквопечатающий телеграфный аппарат «RFT F-2000» в радиорубке буксира-спасателя «Николай Чикер» (фото:radioscanner.ru)

В стартстопных аппаратах вместо кода Морзе применяются электрические импульсы одинаковые по длительности. Передача любого буквенного или цифрового символа ведется посредством формирования семи импульсных посылок: одной пусковой, пяти кодовых и одной стоповой. Текст, предварительно набирался на клавиатуре и записывался на перфоленту, которая, затем, будучи пропущенная через трансмиттер передавала сообщение с большой скоростью.
Для сопряжения буквопечатающего аппарата с приемником и передатчиком использовались специальные согласующие устройства. Например, приемники «КИТ Р-250М» (1950-ые) и «Шторм» (1970-80-ые) имели специальный блок – ондулятор (управляет работой оконечной буквопечатающей аппаратуры при приеме одноканальной частотной телеграфии – F1B).

Увеличить

РПУ «Шторм» (в центре, верхний блок – ондулятор), радиорубка т/х «Художник Федоровский» (фото: радист Леонид Кирилаш, 1980-ые).

Радиосвязь посредством УБПЧ была очень надежным и высокоскоростным средством связи для передачи информации в направлении берег-судно (и наоборот) и судно-судно в зонах уверенной связи. Радиотелекс по устойчивости, надежности и достоверности передачи информации обошел даже режим радиотелефонной связи. Для радиотелекса такие особенности как замирание сигнала, помехи, прохождение не играют сколько-нибудь значительной роли и незаметны при обмене сообщениями, благодаря специальным методам кодирования информации, позволяющим обнаруживать и исправлять ошибки. В начале 80-х годов практически больше 50% всей информации на морском и река-море флоте передавалось в режиме радиотелекса, что позволило повысить пропускную способность каналов связи и их надежность.

Увеличить

РПУ «Р-250 КИТ-М» с блоком ондулятора (верхний), радиорубка т/х «Ристна» (фото: радист Сергей Дышловой, 1983 год).

К началу 90-х годов стартстопные телеграфные аппараты начинают вытесняться с береговых центров и судов телетайпными аппаратами, точнее терминалами. Отличие их было в том, что электромеханический преобразователь был полностью заменен электронным (можно сказать, что телетайпный терминал это некое подобие того, что мы называем сейчас персональным компьютером, внешне уж точно похож). Запись текста и его прием велся на ПЗУ, с возможностью записи на 3,5 – дюймовую дискету, а сам текст можно было редактировать, благодаря наличию черно-белого дисплея. На дисплей можно было выводить и принимаемый текст, редактировать его, а уж затем выводить на печать на встроенный в терминал печатающее устройство (принтер). К такому типу можно отнести, например терминалы «F - 2500» и «OKITEX».

Увеличить

Телетайпный терминал «F-2500» (слева) работал совместно с приемником «Катран» на береговой радиостанции «Николаев-6».

Подобные терминалы устанавливались и на судах, а где-то уже начали появляться и первые персональные компьютеры от 286-го и выше, которые «радисты – умельцы» стыковали с приемниками и передатчиками, что делало компьютер «универсальным» - можно было принимать и Радиотелекс и Радиофакс.
С принятием в 1992 году на морском флоте ГМССБ (GMDSS), изменились и требования к Радиотелексу, он стал выполнять функции средства обмена информацией при бедствии (в направлении берег-судно и судно-судно) и был принят в качестве обязательного вида связи на судах и береговых радиоцентрах.

Увеличить

Одна из первых консолей ГМССБ от компании «FURUNO». Слева: клавиатура, терминал (дисплей) и контроллер (под дисплеем) для обмена в режимах ЦИВ и радиотелекса.

Для обмена информацией при бедствии, срочности и безопасности (distress and safety) в режиме радиотелекса были выделены специальные вызывные частоты в ПВ/КВ диапазонах.

Изменились, и требования к составу оборудования и само оборудование стало уже не похоже на то, что применялось для радиотелекса раньше. Кроме этого изменились и принципы формирования сигнала в режиме радиотелекса. На смену режиму F1B частотной модуляции несущей частоты, пришел режим J2B, при котором первоначально происходит модуляция вспомогательной частоты в 1,7 кГц, а затем получаемый сигнал в режиме ЧМ используется для модуляции однополосного сигнала. Или упрощенно, происходит перенос спектра сигнала с центральной частотой 1,7 кГц в область высоких частот на заданной частоте. При этом спектры радиосигналов, что в режиме F1B, что в режиме J2B ничем не отличаются между собой. В современном оборудовании, входящем в состав ГМССБ, формирование сигнала радиотелекса происходит исключительно в режиме J2B, хотя и сохраняется обозначение F1B/J2B.

Увеличить

Оборудование терминала Радиотелекса в консоли ГМССБ «SAILOR-2000» на грузовом теплоходе класса река-море «Сормовский-44».

Современная система обмена сообщения в режиме радиотелекса позволяет сохранять получаемые сообщения в виде текстовых файлов. Кроме этого в радиотелексе применяются новые методы кодирования информации. Упрощенно это выглядит так, в соответствии с требованиями МККР, применяется 7-ми элементный синхронный код с постоянным соотношением числа «1» к числу «0» равным 3/4.
Каждый символ представлен семью двоичными цифрами, используются комбинации с тремя «1» и четырьмя «0» (код с постоянным весом равным 3). Получается 35 комбинаций, что вполне достаточно для передачи всех 32-х символов, принятых в международном телеграфном коде МТК-2.
Работа в этом типе кода позволяет исправлять ошибки при передаче радиотелекса, для этого существует два метода:
1. активный метод повторения символов, принятых с ошибкой (при режиме ARQ);
2. передача каждого символа дважды с разносом через четыре символа (режим FEC).
Существуют два режима обмена сообщениями в Радиотелексе, не вдаваясь в подробности, скажу о каждом из них очень кратко.
Режим ARQ (Automatic Repetition reQuest – автоматический запрос повторения).
Это двухсторонний обмен, когда в режиме приема и передачи (обмена информацией) могут работать одновременно несколько станций. Его особенности:
- гарантируется безошибочная передача сообщений;
- двухсторонняя связь между двумя станциями (судно-судно или судно-берег);
- защита от несанкционированного приема телекса.
Режим FEC (Forward Error Correction – прямое исправление ошибок).
Односторонняя передача информации, т.е. передающая станция одна (береговая), а приемных может быть сколько угодно много – FEC Collective, или одна, работающая в режиме ЦИВ – FEC Selective. В режиме FEC Collective работают береговые радиостанции, передающие радиотелексные сообщения по безопасности мореплавания (сюда же в принципе можно отнести и сообщения NAVTEX), навигационные предупреждения (например, NAVIP), метеорологические прогнозы.
Особенности режима FEC:
- сообщения передаются для всех станций;
- принимающие станции работают только на прием, без излучения в эфир;
- не требуется получения подтверждения принятой информации;
- нет активного исправления ошибок;
- нет защиты от несанкционированного приема сообщений.

Увеличить

Консоль ГМССБ «SAILOR-4000» и ее радиотелексное оборудование, танкер «Гейдар Алиев»
Каждой судовой радиостанции для режима УБПЧ (радиотелекса) присваивается пятизначный номер или девятизначный идентификатор морской подвижной службы. Именно этот идентификатор и используют в ЦИВ при работе в режиме FEC Selective.
Вот несколько примеров передачи сообщений в режиме FEC Collective, как уже было сказано выше, они могут приниматься всеми станциями, в том числе и нами любителями помониторить эфир:
Прогноз погоды от «Немецкой Службы Погоды» - «GERMAN WEATHER SERVICE - DEUTSCHER WETTERDIENST» (сокращенно DWD, передает радиостанция «Offenbach» в Pinneberge, частоты 10100,8 кГц (DDK 9), 7646 кГц (DDH 7), 4583 кГц (DDK 2)):

ZCZC 084
FQEN71 EDZW 091700

WEATHERREPORT FOR GERMAN COAST
ISSUED BY MARINE WEATHER SERVICE HAMBURG
09.06.2010, 18 UTC:

GENERAL SYNOPTIC SITUATION:
HIGH 1017 IN THE AREA OF ST. PETERSBURG, MOVING EAST. LOW
1008 JAN MAYEN, WEAKENING A LITTLE. LOW 1003 EASTERN EXIT
ENGLISHCHANNEL, FILLING. TROUGH 1005 EASTENGLAND, 1010
NORTHPOLAND, MOVING NORTH A LITTLE. LOW 996 FINISTERRE,
MOVING NORTHEAST, TOMORROW NOON 993 CENTRAL BAY OF BISCAY.
WAVE 1007 WESTFRANCE, MOVING NORTHEAST, AT NOON
NORTHGERMANY. HIGH 1030 WEST OF THE AZORES, WEAKENING A
LITTLE. RIDGE 1024 SOUTH ICELAND, 1020 NORWEGIAN SEA,
EXPANDING EAST, MOVING SOUTH A LITTLE. LOW 1005 CAPE
FARVEL, WEAKENING, MOVING EAST.


FORECASTS FOR COASTAL AREAS UNTIL TOMORROW NOON:

GERMAN NORTH SEA:
EASTFRISIAN COAST:
VAR 3, SHIFTING NORTHEAST 4, ISOLATED SHOWER- AND THUNDERY
GUSTS, MISTY, FOG PATCHES.
ELBE ESTUARY:
VAR 2, SHIFTING EAST TO NORTHEAST 4, SHOWER- AND THUNDERY
GUSTS, MISTY, FOG PATCHES.
HELGOLAND:
VAR 2, SHIFTING NORTHEAST 4, ISOLATED SHOWER- AND THUNDERY
GUSTS, MISTY, FOG PATCHES. SEA 0,5 TO 1 METRE.
NORTHFRISIAN COAST:
VAR 2, SHIFTING EAST TO NORTHEAST INCREASING 4, ISOLATED
SHOWER- AND THUNDERY GUSTS, MISTY, FIRST FOG PATCHES.
ELBE FROM HAMBURG TO CUXHAVEN:
VAR 1 TO 3, SHIFTING EAST, SHOWER- AND THUNDERY GUSTS,
MISTY.

GERMAN BALTIC SEA:
FLENSBURG TO FEHMARN:
VAR 2, SHIFTING EAST INCREASINGNN SHOWER- AND THUNDERY
GUSTS, MISTY.
EAST OF FEHMARN TO RUEGEN:
VAR 3, SHIFTING EAST INCREASING 5, SHOWER- AND THUNDERY
GUSTS, MISTY.
EAST OF RUEGENO
EAST TO NORTHEAST 3, INCREASING 5, SHOWER- AND THUNDERY
GUSTS, MISTY.

=







NNNN

Это фактическая погода для судов, буровых и нефтедобывающих платформ, находящихся в районе Северного и Немецкой части Балтийского морей.
Кроме так называемых открытых сообщений, «DEUTSCHER WETTERDIENST» передает сообщения (метеосводки) в режиме синоптического кода SYNOP и SHIP. Эти сообщения представляют собой набор цифр, они обозначают определенные параметры погоды, а так же содержат в себе идентификационный номер (района наблюдения) или название плавучей обсерватории (судна метеослужбы). Вот пример такого сообщения для SYNOP (в закодированном виде «Анализ погодных условий принятых от береговых метеостанций»):
ZCZC 121


SMEW41 EDZW 091800 CCA

AAXX 09181

08524 11460 73505 10195 20155 30042 40138 54000 69982

70202 87800 222// 0//// 20000 300// 40000

333 10222 83814 85630 91110

555 60005=

NNNN

И после обработки программой JVComm32 (в декодированном виде):
SYNOP=====================================================
08524 PORTO SANTO ( ), MADEIRA / MADERE, Pos: 33 04N, 16 21W

Visibility: 10 km
Wind: 350°, 5 kts (measured)
Temperature: 19.5 °C, dew point: 15.5 °C
Pressure: 1004.2 hPa (station), 1013.8 hPa (MSL)
Press. tendency: +/-0.0 hPa, steady
Precipitation: 0.8 mm / 12 hours

Weather
-------
Present: state of sky unchanged
Past: cloud covering < 4/8, cloud covering > 4/8

Clouds
------
Total coverage: 3/8, base of lowest: 300 to 600 m
Low/middle layer: 7/8
Low clouds: cumulus and stratocumulus (multilevel)
Middle clouds: no middle clouds
High clouds: no high clouds

Sea surface observations
------------------------

Из сообщения видно, что это фактические параметры погоды для Порта Санто, что на острове Мадейра (даются географические координаты) и номер синоптической станции 08524.
А вот такой же пример для сообщения типа SHIP («Анализ погоды по принятым сообщениям с морских подвижных метеостанций»):
ZCZC 120


SMVX46 EDZW POQIPP

BBXX

DBBU 09181 99543 10139 46/// /0606 10158 20163 40084 52003

22222 00160=

DBFH 09181 99546 10110 46/// /0304 10169 20157 40081 52002

22272 00130=

TBWAA=5 09183 99585 10108 41796 70510 10120 20104 40152 58010 70322

86519 22253 02108 20200 305// 40301 5//// 80111=

UCSS 09180 99594 10222 41698 81001 10151 40168 54000 70222 8511/

22252 0//// 2////=

LMEL 09181 99599 10107 43/// /1802 10000 21391 4//// 5//// 222/2

04 1//// 3//// 4//// 5////=

MZFP7 09183 99561 101
7 41598 81205 10130 20079 40125 5700/ 70222

81250 22242 00110 20301 30900 40301 5//// 80105=

ZCDD6 09183 99570 10117 41/96 /0522 10140 20125 40101 53011 71022

8//// 22284 00150 299// 313// 4040 TXXXX IPQEWV

UITR 09181 99577 10198 41595 81207 10100 40105 52004 75052 8652/

NNNN

После декодирования той же программой:

SHIP========================
DBBU, Pos: 54.3° N, 013.9° E
Time of observ: 091800 UTC

Wind: 60°, 6 m/s (measured)
Temperature: 15.8 °C, dew point: 16.3 °C
Pressure: 1008.4 hPa (MSL)
Press. tendency: +0.3 hPa, increasing steadily

Sea surface observations
------------------------
Ship speed: 6 to 10 knots, moving E
…………………………………………..
SHIP========================
UCSS, Pos: 59.4° N, 022.2° E
Time of observ: 091800 UTC

Visibility: 20 km
Wind: 100°, 1 m/s (estimated)
Temperature: 15.1 °C
Pressure: 1016.8 hPa (MSL)
Press. tendency: +/-0.0 hPa, steady

Weather
-------
Present: state of sky unchanged
Past: cloud covering > 4/8

Clouds
------
Total coverage: 1/8, base of lowest: 1000 to 1500 m

Sea surface observations
------------------------
Ship speed: 21 to 25 knots, moving SW

В начале сообщения идет название плавучих обсерваторий, например, DBBU, Pos: 54.3° N, 013.9° E и т.д. с указанием координат их местонахождения, далее параметры погоды и заканчивается сообщение скоростью судна в узлах.
Помимо метеосводок и бюллетеней погоды береговые станции передают навигационные предупреждения НАВИП (NAVIP) для различных районов плавания НАВАРЕА (NAVAREA), адресованные судам одной страны или всем судам, совершающим плавание в этих районах.
Вот пример такого сообщения, передаваемого радиостанцией порта Калининград (UIW, Россия) на частотах: 16927 кГц, 12877,5 кГц, 8454 кГц и 4228 кГц:
ЗЦЗЦ
КАЛИНИНГРАД 262242/04 04/06 1700=

НАВАРЕА И НАВИП РАЙОНЫ 01 05
ВСЕМ СУДАМ ШРМ=
ПЕРЕДАДИМ НАВАРЕА И НАВИП ВЫПУСК 218 РАЙОНЫ 01 05 =
РШРС СМОЛЯКОВА-
НННН

ЗЦЗЦ
КАЛИНИНГРАД 262242/04 04/06 1700=

НАВАРЕА И НАВИП РАЙОНЫ 01 05 ВЫПУСК 218

ПЕРЕДА4А 040610

ВЫПУСК 218

НАВАРЕА 018 156 КАРТА 11029
НОРВЕЖСКОЕ МОРЕ
СЕЙСМИ4ЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СУДНОМ CGG AMADEUS БУКСИРУЮЩИМ
ВОСЕМЬ КАБЕЛЕЙ ДЛИНОЙ 4000 МЕТРОВ РАЙОНЕ 61-35.3С 001-25.6В
61-40.9С 001-23.7В 61-40.7С 001-38.6В 61-30.9С 001-36.7В
61-30.8С 001-42.9В 61-34.1С 001-42.9В ОБХОДИТЬ СУДНО 4 МИЛЯХ=

НАВИП 015 738 КАРТА 21024
СЕВЕРНОЕ МОРЕ
1. БПУ SONGA DEE В 59-32.8С 001-59.3В
2. ОТМ 015 1765/09 И ЭТОТ ПУНКТ=

НАВИП 016 737
1. ОТМ 016 733/10
2. ОТМ ЭТОТ НР=

НАВИП 013 736 КАРТА 22105
ПРОЛИВ КАТТЕГАТ
1. ГИДРОГРАФИ4ЕСКИЕ РАБОТЫ СУДНОМ JENS SORENSEN БУКСИРУЮЩИМ
КАБЕЛЬ ДЛИНОЙ 100 МЕТРОВ МЕЖДУ 57-02С 011-42В И 57-12С 011-36В
ОБХОДИТЬ СУДНО 2.5 КБТ
2. ОТМ 013 729/10 И ЭТОТ ПУНКТ=

НАВИП 052 383 КАРТА 32795
БРАЗИЛИЯ
1. БПУ SEA EXPLORER В 23-39.60Ю 041-33.99З
2. ОТМ 052 133/10 И ЭТОТ ПУНКТ=

НАВИП 051 382 КАРТА 32790
БРАЗИЛИЯ
1. БПУ OCEAN COURAGE В 11-53.95Ю 036-14.85З
2. ОТМ 051 278/10 И ЭТОТ ПУНКТ=
НННН

ЗЦЗЦ
КАЛИНИНГРАД 262242/05 04/06 1830=
ПЕРЕДА4А 040610
ПРИП КАЛИНИНГРАД 68 КАРТА 25052
ГДАНЬСКИЙ ЗАЛИВ
1. У4ЕНИЯ КОРАБЛЕЙ 09 И 10 ИЮНЬ 0600 ДО 1600
РАЙОНЕ БР-163 ЦЕНТРОМ 54-53С 019-45В
РАЙОН ВРЕМЕННО ЗАПРЕТНЫЙ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ
2. ОТМ ЭТОТ НР 101700 ИЮНЬ=
НННН

ЗЦЗЦ
КАЛИНИНГРАД 262242/06 04/06 1840=
ПЕРЕДА4А 040610
ПРИП КАЛИНИНГРАД 69 КАРТЫ 22055 22100
ЮГО ВОСТО4НАЯ 4АСТЬ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ
1. У4ЕНИЯ КОРАБЛЕЙ 062000 ПО 102000 ИЮНЬ
РАЙОНЕ БР-65 ЦЕНТРОМ 55-10С 019-25В
РАЙОН ВРЕМЕННО ОПАСНЫЙ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ
2. ОТМ ЭТОТ НР 102100 ИЮНЬ=
НННН
НИП НИЛ 73 СК УИВ..


Увеличить

ПВ/КВ радиостанция SRG-1250DN (Samyung) c телексным терминалом в составе консоли «SKANTI» ГМССБ в ходовой рубке танкера «Газпромшельф».

Немного о том, что нужно для того, чтобы принимать Радиотелекс. Как и в случае радиофакса лучше всего принимать Радиотелекс на профессиональный (судовой) связной приемник («Циклоида» или любой серии Р-160, «Шторм», «Бурун», «Бригантина», «EKD-300» или «EKD-500» и т.д.), в них предусмотрен режим F1 (F1B). Но подойдет и любой современный трансивер, т.к. в них так же есть возможность работы в RTTY.
Я принимал Радиотелекс одинаково хорошо и на «EKD-300» и на «ICOM-703». Для приема на «EKD-300» так же как и в случае приема радиофакса используется режим F1,F4, меняется лишь ширина полосы пропускания 250 или 50 Гц.

Увеличить

Режим приема радиофакса на «EKD-300»

Как согласовать приемник или трансивер с ПК я уже говорил в первой части статьи, добавлю, что для приема радиофакса можно использовать программы SeaTTY , TrueTTY, MixW2, JVComm32 и любые профессиональные программы.
Первые две программы можно назвать практически профессиональными, т.к. они предназначены для приема всех видов работы в режиме телекса, которые используются на флоте. Но самая удачная, на мой взгляд, это SeaTTY версии 2.30 от «DXSoft» (автор Сергей Подстригайло UA9OSV). Это программа может принимать телексные сообщения на русском языке, например НАВИП от UIW (девиация 170 Гц, скорость 50 Bod), а так же сообщения в формате ЦИВ. А вот для приема прогнозов погоды, а особенно метеосводок (которые передаются в формате синоптического кода) более подходит JVComm32 (версия 2.01) от DK8JV:

Увеличить

Окно программы JVComm32 (версия 2.01), в режиме RTTY.
Она автоматически декодирует цифровой синоптический код, выдавая в окне сообщений уже расшифрованный текст. В этой же программе есть таблица частот и позывных радиостанций, передающих Радиотелекс и радиофакс.
Что можно принять так, сказать в любительских условиях, используя вышеупомянутые программы.
Это, во-первых, метеопрогнозы и метеосводки от «DWD» (Германия):
4583 kHz DDK 2 согласно расписанию с 00:00 до 24:00 (UTC)
7646 kHz DDH 7 согласно расписанию с 00:00 до 24:00 (UTC)
10100,8 kHz DDK 9 согласно расписанию с 00:00 до 24:00 (UTC)
147,3 kHz DDH 7 согласно расписанию с 00:00 до 24:00 (UTC)
11039 kHz DDH 9 согласно расписанию с 00:00 до 24:00 (UTC)
14467 kHz DDH8 согласно расписанию с 00:00 до 24:00 (UTC)

Практически передача радиотелекса с прогнозами погоды, навигационными предупреждениями и метеосводок идет в течение всего времени суток. И что интересно, в Подмосковье в ночные часы мне удавался прием на частоте 147,3 кГц (длинноволновый диапазон).

Передача NAVIP и NAVAREA:
4228 kHz UIW (Kaliningrad-Radio), 10:00 и 16:20 (UTC)
8454 kHz UIW (Kaliningrad-Radio), 10:00 и 16:20 (UTC)
12877,5 kHz UIW (Kaliningrad-Radio), 10:00 и 16:20 (UTC)
16927 kHz UIW (Kaliningrad-Radio), 10:00 и 16:20 (UTC)
19724,5 kHz UIW (Kaliningrad-Radio), 10:00 и 16:20 (UTC)
22603,5 kHz UIW (Kaliningrad-Radio), 10:00 и 16:20 (UTC)

3730 kHz LYL (Klaipeda) 5:05 и 13:00 (UTC)

Прогноз погоды для Черного моря:
4212,5 kHz LZW (Varna) 6:30, 18:30
12635,5 kHz LZW (Varna) 6:30, 12:30, 18:30

Все эти передачи идут в режиме FEC Collective, а потому могут приниматься безо всяких проблем, упомянутыми выше программами.
Сегодня для радиотелексной связи между судами все больше и чаще используется система спутниковой связи ИНМАРСАТ – INMARSAT. Именно по каналам спутниковой связи проходит сегодня основной обмен коммерческой и общественной информацией, информацией по навигационным предупреждениям и безопасности мореплавания, текущие прогнозы погоды. Для этого созданы специальные терминалы судовых спутниковых станций и программное обеспечение для телекса. Таковым, например, является ЗСС «Инмарсат – С» (Inmarsat – C).

Увеличить

Терминал ЗСС INMARSAT-C (Thrane&Thrane) на т/х «Волжский-10»

Основным видом обмена информации на таких терминалах является телекс.
При подключении к терминалу Inmarsat-C факсимильного аппарата, становится возможным передача факсимильных изображений. И к сожалению, надо констатировать, что спутниковые системы связи усиленно вытесняют радиосвязь в ПВ/КВ диапазоне.
Вот и все, пожалуй, о радиотелексе и радиофаксе, применительно к их использованию на морском и река-море флоте.
Удачного всем приема и 73!!!

Комментарии к статье
Автор Комментарий
anre_link
Участник
1.8
18 Июн 2010 03:59


Уважаемый, RK3DIA!
Для новичка возможно эта информация будет подспорьем... Но для меня, извините, но как то так: "смешались люди, кони"... Радиотелекс, факс и избирательный вызов, техника судов, примеры радиограмм... Плюс, "последний из могикан" на КВ диапазоне германский метеоцентр. Хотелось видно вам обьять не обьятное? В итоге получилась мешанина.
RK3DIA
Участник
5.5
18 Июн 2010 13:59 · Поправил: 18 Июн 2010 14:02


Я не претендовал на полноту информации, да, Вы правильно подметили, материал именно для тех, кто только заинтересовался видами радиосвязи на флоте. Когда я начинал интересоваться этой темой, то информация была достаточно скупая на бескрайних просторах Интернета.
На самом деле здесь такой краткой статьей вряд ли можно обойтись. Как было раньше, до создания ГМССБ и как это выглядит сегодня, пожалуй достойно уже не статейного обзора, а целой книги (опять же написанной в стиле научно-популярного обзора). У меня есть литература как по радиосвязи 1960-80 годов, так и книги по ГМССБ.
Но для статьи здесь на сайте, существуют определенные ограничения по объему, так что я пытался не выйти за рамки.
Wasilich
Участник
2.9
27 Июн 2010 20:53


Благодарю, Виктор за интересные статьи. Вчера попробовал на Деген принять телекс из Гамбурга. На частоте 10100,8 кГц вечером был отличный приём, а так "журчание" было слышно весь день. Декодировал MixW2. Для тех, кто будет принимать ставте скорость 50 Бод и "галочку" инвертировать.
mike84_1
Участник
1.5
14 Июл 2010 20:35


Уважаемый Виктор!
Не оспариваю Ваше стремление сказать много тёплого и хорошего в "умирающий" вид связи, но!!!!! Не надо людей вводить в заблуждение. Пользователями оборудования на судах есть штурмана. И Вы даёте инфо в сканере что телефония на 2182 идёт классом Н3E. Нет и ещё раз миллион раз в миллионной степени НЕТ!!!!! Ниже по таблице J3E. Не повторяйте чьи то глупости.
С уважением Mike.
ton2275
Участник
13 Авг 2010 01:12 · Поправил: 13 Авг 2010 03:28


Пользователями оборудования на судах есть штурмана. И Вы даёте инфо в сканере что телефония на 2182 идёт классом Н3E. Нет и ещё раз миллион раз в миллионной степени НЕТ!!!!! Ниже по таблице J3E. Не повторяйте чьи то глупости.
С уважением Mike.


Уважаемый Mike!
2182 кГц - J3E последнее время, ранее H3E (только в МПС)! В старых трансиверах (например TR1500 JRC, SAILOR RE2100) при настройке на 2182, тип излучения H3E устанавливался автоматически (можно было подать сигнал тревоги). А сколько таких аппаратов еще в работе!!! Скан верный, просто устаревший. Так что, на счет глупостей осторожнее:
http://webfile.ru/4663914

А так J3E...
Мануал МПС и МПСС:
51.53 a) send class J3E emissions on a carrier frequency of
2182 kHz and receive class J3E emissions on a carrier frequency of 2182 kHz, except for such apparatus as is
referred to in No. 51.56; (WRC-07)

Касаемо штурманов и радиосвязи, так в этом и есть беда современного гражданского флота!!! Слышали бы вы штурманский лепет на экзаменах "по протоколу" о районах ГМССБ и процедурах радиосвязи по бедствию. И этот бред идет от судоводителей со стажем (не от всех конечно, но от большинства!). Грамотный обмен (на УКВ например) звучит все реже и реже. Базарят на 16-м как по мобильнику, что особенно режет ухо после прослушивания авиации.
Все проблемы с радиосвязью в МПС появились именно с сокращением радиоспециалистов на судах.
egorka29
Участник
1.0
18 Авг 2010 09:06 · Поправил: 18 Авг 2010 09:07


Виктор Спасибо Вам за статью , интерес к приёму погоды не угасает , а вот информации по тому где и как действительно мало. Очень удобная програмка для приёма CODE300 (есть в файлах) немного сложновата сначала зато принимает почти всё ) . В Архангельске навигационные предупреждения (НАВИП) дают на частоте 518 кГц (по расписанию) .
RK3DIA
Участник
5.5
09 Окт 2010 23:57


Очень удобная програмка для приёма CODE300 (есть в файлах) немного сложновата сначала зато принимает почти всё )
И все же я рекомендую SeaTTY и JVComm32. Программы с очень понятным интерфейсом, на русском языке и позволяют прнимать все виды цифровой связи. что используются на флоте. Сам пользуюсь, очень удобно, все работает и не приходится заморачиваться.
driving
Участник
2.7
01 Апр 2020 22:01 · Поправил: 01 Апр 2020 22:02


FYI Ондулятор это самопишущий на ленте аппарат Фотку попозже прикреплю, если не забуду))
driving
Участник
2.7
01 Апр 2020 22:10



Увеличить

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные, активировавшие регистрацию и не ограниченные в доступе участники сайта!
Файл создан: 17 Июн 2010 22:01, посл. исправление: 27 Июн 2010 16:50
© radioscanner.ru, miniBB® 2006 | загрузка: с.