Специальные радиосистемы
Логин  Пароль   Регистрация   
На главную
наш магазин радио
объявления
радиорейтинг
радиостанции
радиоприемники
диапазоны частот
таблица частот
аэродромы
статьи
файлы
форум
поиск
Радиостанция MegaJet MJ-555
Радиотелекс и радиофакс на морском флоте
Часть первая
Начало » Морская и речная радиосвязь
Разместил: RK3DIA 5.4
Авторские права Виктор Мусатов, RK3DIA


РАДИОТЕЛЕКС И РАДИОФАКС НА МОРСКОМ ФЛОТЕ.

Виктор Мусатов, RK3DIA (Часть первая)

Эта статья посвящена сразу двум видам радиосвязи, на сегодняшний день остающимися одними из основных видов обмена информацией, используемой для обеспечения безопасности мореплавания. Радиотелекс к тому же является составной частью ГМССБ и используется для обмена информацией при бедствии. Ну и, наконец, многие из форумчан имели возможность принимать сообщения в формате радиотелекса (телетайпа) и радиофакса.

Что такое Радиотелекс и радиофакс, для чего нужна информация, получаемая судоводителями посредством этих видов радиосвязи? Итак, по порядку, начнем с радиофакса.
Факсимильная связь – это передача неподвижных изображений с воспроизведением их корреспондентом посредством электрических сигналов. Эта связь может осуществляться как по обычным проводным каналам связи, так и посредством радиосвязи. Радиофаксимильная связь имеет буквенное обозначение F3C (что означает F-частотная модуляция, 3-один канал с аналоговой информацией, C-факсимиле). Т.е. передача плоских неподвижных изображений (карты погоды, ледовой обстановки, уточнения к навигационным картам, общественной корреспонденции – факсимиле газетных страниц или документов) посредством использования аналогового сигнала, передаваемого частотной модуляцией. Передача факсимиле осуществляется посредством разбивки передаваемого изображения на элементарные составляющие, отличающиеся например, по оптической плотности (в градациях черного, белого и серого) и последовательное преобразование степени отражения светового луча, регистрируемого фотоэлементом, в электрические сигналы.

Увеличить

Этот вид связи применяется на морском гражданском (торговом и пассажирском) флоте начиная с 60-х годов прошлого века. Основным назначением радиофакса была передача метеорологических карт погоды, состояния и изменения течений, направления ветра, ледовой обстановки, и т.д. полученных от наземных и плавучих метеостанций (погодных обсерваторий), метеоспутников и предварительно обработанных на береговых центральных метеоцентрах, для того, чтобы вся эта информация была понятной для штурманов и судоводителей. Причем факсимильная связь в направлении берег-судно была односторонней. Первоначально для приема факсимильных сообщений на судне использовались судовые связные приемники (вплоть до начала 80-х годов – ламповые, «Р-250Кит», «Волна-К») и специальные фототелеграфные печатающие устройства типа «ФТА-К», «ФАК-П», «ИНЕЙ-П» (вплоть до появления в начале 90-х годов персональных компьютеров и специальных программ для приема факсимильных изображений). Принцип действия фототелеграфных аппаратов заключался в развертке (преобразовании) принимаемого электрического сигнала и отображении его в виде изображения посредством механического или электронного устройства. На всех вышеперечисленных фототелеграфных аппаратах принимаемые изображения отображались на специальной электрохимической бумаге.

Увеличить

РПУ «Р-250 КИТ» и фототелеграфный аппарат «ФАК-П» (ледокол «Красин»)

Аппаратура для приема радиофаксимиле могла находиться как в радиорубке (и обслуживалась начальником радиостанции или вахтенным радистом), как это видно на фото внизу.

Увеличить

Фототелеграфный аппарат «Фак-П» в радиорубке тх "Ристна", на заднем плане
(фото: Сергей Дышловой, 1981год)


так и непосредственно в штурманской рубке (для приема информации непосредственно вахтенным штурманом).

Увеличить

Фототелеграфный аппарат «Иней-П» (работал совместно с РПУ «Циклоида) в радиорубке буксира-спасателя «Фотий Крылов»
Факсимильная связь осуществлялась и осуществляется по настоящее время в коротковолновом диапазоне согласно расписанию и на частотах согласно сборнику “Worldwide Marine Radiofacsimile Broadcast schedules” (скачать можно по адресу: http://www.nws.noaa.gov/om/marine/rfax.pdf). В нем есть список всех радиостанций мира, передающих метеорологические карты погоды, отображающие фактическое состояние погоды за один из сроков наблюдения (передаются через каждые три часа). Так же передаются карты погоды с прогнозом на несколько дней вперед (24, 48, 72, 96 и 108 часов), на них отображается ожидаемое положение антициклонов (Н), циклонов (Т), (на отечественных картах они обозначаются соответственно В и Н), атмосферных фронтов, и часто связанных с ними зон осадков, которые на этих картах специально выделяются. Передаются так же карты, отображающие состояние атмосферы на различных высотах (атмосферное давление, температуру, направление и скорость ветра, и т.д.), направлений ветров и подводных течений, уровне волны и ледовой обстановки (в зимний период). В общем, всю информацию о погоде, так необходимую для судоводителей, чтобы обеспечить безопасную транспортировку грузов и пассажиров. Кроме этого частоты и расписание передач береговых радиостанций, передающих факс (метеоинформацию в виде карт) можно посмотреть в «Radio Navigational Warnings (часть 3)» (документ в формате:117chapter3.pdf) и на сайтах: http://www.hffax.de/html/hauptteil_hffax_schedules.htm.
http://www.dwd.de
http://www.jomos.com/HF-Fax/Northwood
Наиболее интересную и достоверную информацию о погоде, которая интересна нам жителям Европейского континента, передают в основном «Немецкая Служба Погоды» - «GERMANY WEATHER SERVICE - DEUTSCHER WETTERDIENST» (сокращенно DWD, передаваемые через радиостанцию «Offenbach» расположенную в Pinneberge)

Увеличить

Карта ледовой обстановки Балтийского моря от «DWD» (Германия).

и Английская служба погоды – «JOINT OPERATIONAL METEOROLOGY AND OCEANOGRAPHY CENTRE NORTHWOOD» (сокращенно JOMOS, через радиостанцию «Northwood»).

Увеличить

Карта распределения атмосферных фронтов и областей давления (циклонов и
антициклонов), Восточная Атлантика и Европа от JOMOS (Великобритания)

Кроме этого интересно принимать карты погоды, передаваемые Афинским метеорологическим центром (Греция) через радиостанцию «Olimpia – Radio» и радиоцентром «Мурманск – радио».
Уже к началу 90-х годов на морских и река-море судах (в частности Советских, а позже Российских и Украинских) на смену фототелеграфным аппаратам пришел персональный компьютер.
386-ые и 486-е, а позже и первые Pentium-ы умельцы из числа «советских» радистов, умудрялись стыковать с приемной и передающей аппаратурой, имевшейся в радиорубках наших судов на тот период (чаще всего с приемниками «Циклоида», «Сибирь», «Шторм», а в лучшем случае «EKD-300» или «EKD-500», имевших режим работы F1 или F4), зачастую используя радиолюбительские конструкции. Хотя уже к тому времени, суда зарубежных стран повсеместно оснащались специальными факсимильными приемниками карт погоды.
На сегодняшний день, факсимильные изображения карт погоды принимают на специальные приемники, имеющие в своем составе как сам приемник (ПВ/КВ) так и специальное печатающее устройство. Для этих приемников на судне имеется отдельная антенна.

Увеличить

Факсимильный приемник «FURUNO FAX-207».


Увеличить

Факсимильный приемник «JMC FX-220».

Эти приемники уже не требуют специального обслуживания радистом и установки в радиорубке (как известно на многих судах уже и должности радиста нет, а сами радиорубки так же не используются). Факсимильные приемники устанавливаются непосредственно в ходовой рубке, в так называемой штурманской выгородке, а эксплуатируют их непосредственно сами судоводители.


Увеличить

Факсимильный приемник «FURUNO FAX-207» (слева) в штурманской танкера «Газпромшельф».

При приеме карт погоды, в зависимости от местонахождения судна, вахтенный штурман руководствуется вышеперечисленными документами, в которых содержатся местоположение береговой радиостанции (передающей факс), рабочая частота (в зависимости от времени суток, с учетом особенностей прохождения на том или ином диапазоне), время передачи того или иного типа карт. Так же в современных факсимильных приемниках имеется возможность записи в память всех необходимых параметров (частоты приема, параметров передаваемого факса и даже автоматического включения приемника, для приема определенной станции и необходимой группы карт), что избавляет от необходимости ежедневной настройки приемника.
Итак, что же нам любителям приема факсимильных изображений карт погоды можно принимать на свои домашние приемники и трансиверы, и какие программы лучше всего для этого использовать. Радиофаксимильные изображения карт погоды передаются свободно, без какого-либо кодирования. Вряд ли стоит обзаводиться специальным факсимильным приемником, кроме тех конечно, кто совершает путешествия на парусных и моторных яхтах. Для любительского приема вполне подойдет любой связной приемник (лучше всего, конечно же, профессиональный судовой связной приемник, где есть специальный режим, позволяющий принимать факсимиле) или трансивер и ПК с программой, позволяющей декодировать такие изображения. Лично я пробовал принимать факс и используя трансивер (ICOM-703) и профессиональный судовой приемник (EKD-300). Сразу скажу, что остановился на последнем, т.к. там имеется режим F1 и F4, используя который можно принимать и факсимильные изображения и радиотелекс (собственно этот режим для этих целей и был предназначен).

Увеличить

Режим для приема радиофакса на EKD-300 (полоса:1500 Гц, режим F1,F4-позитив)

Подобные режимы работы имеют практически все морские связные приемники «Шторм», «Циклоида» (и вообще все приемники серии Р-160), «Катран» (Р-399), «Бурун» («Бурун-1Б»), «EKD-300» («EKD-500») и т.д.
Но в принципе использовать можно и любой другой приемник, но придется, вести прием в режиме SSB (USB) устанавливая частоту на 1,9 МГц ниже частоты, на которой ведется передача факса.
Теперь несколько слов о программном обеспечении и особенности подключения РПУ к ПК. Все что нужно, для того чтобы подключить приемник к компьютеру это подходящий аудипровод (желательно с экраном) и небольшое развязывающее устройство (гальваническая развязка звуковой карты ПК и выхода НЧ приемника). В качестве такового я использовал НЧ-трансформатор от аппаратуры ВЧ-уплотнения, добавив в схему переменный резистор 10 кОм и конденсатор 1 мкФ. В качестве программного обеспечения советую использовать универсальные (по числу режимов и видов приема) программы «SeaTTY» (версия 2.30) от компании «DX-soft», автор Сергей Подстригайло UA9OSV (www.DXSOFT.com):

Увеличить

Программа «SeaTTY» (версия 2.30, автор Сергей Подстригайло, UA9OSV), в режиме приема факса.

и вторая очень удобная программа «JV Comm32» (версия 2.01, автор Eberhard Backeshoff DK8JV):

Увеличить

Окно программы «JV Comm32» (версия 2.01, автор Eberhard Backeshoff DK8JV) в режиме приема факса.

Существует так же и еще ряд программ «MixW2»в ней так же есть возможность принимать факсимильные изображения, есть профессиональные программы, используемые на морском и река-море судах и береговых службах «RfFaxRE», «Gfax» и т.д.
Все вышеперечисленные программы достаточно просты в плане установки режима приема факсимильных изображений, и описывать, алгоритм работы с ними смысла нет. Отмечу, что с помощью программы «JV Comm32» можно принимать не только факсимильные карты погоды передаваемые по КВ – каналам, но и изображения карт погоды передаваемые со метеоспутников (на частотах 137.620-137.750 мГц (NOAA) и 137.400-137.850 мГц. (МЕТ), только для этого необходим приемник или трансивер, имеющий УКВ диапазон.
Приведу частоты, на которых передаются факсимильные изображения карт погоды (на которых мне удалось принять радиофакс):
Ежедневно на 13882,5 кГц (DDK 6), 7880 кГц (DDK 3) и 3855 кГц (DDH 3) – «DWD» из Гамбурга, через радиоцентр «OFFENBAH» в г.Пиннеберге (Германия);
Ежедневно на 11086,5 кГц, 8040 кГц и 4610 кГц – «JOMOS», г.Нортвуд (Великобритания) – для Европы и 12390 кГц, 18261 кГц и 6834 кГц – «JOMOS», г.Нортвуд – для районов Аденского и Персидского заливов:

Увеличить

Карта прогноза направления ветра для Аденского и Персидского залива от JOMOS.

Ежедневно на 8105 кГц (с 8:45 UTC, прием в режиме USB, при полосе пропускания 3 кГц) – Афинский метеоцентр, через радиостанцию «Olimpia-Radio» (Греция);
Интересно так же было принимать факсимильное изображение снимка погоды с метеоспутника, с последующей обработкой, которое передавал метеоцентр Тайбея (Китай) на частоте 8140 кГц (19:20 UTC):

Увеличить

При хорошей антенне можно принимать радиофаксимильные изображения и некоторых других метеоцентров и не только Евразийского континента, а и США, Японии и т.д. Я же предпочитаю принимать ежедневные карты прогноза погоды из Германии (от «DWD»), т.к. именно этот центр имеет большое число береговых и плавучих метеостанций (обсерваторий), а так же группировку метеоспутников, на основании данных которых прогноз погоды получается наиболее достоверным (чего не скажешь об отечественной метеослужбе). Расписание работы, частоты и тип передаваемых карт можно посмотреть в ссылках выше.
Правда сейчас на морском флоте (грузовом и пассажирском) факсимильные изображения карт погоды все больше принимают посредством ССС «Инмарсат» («INMARSAT»), стыкуя обычный факс и спутниковый приемопередатчик (трансивер) (так называемая система 4-го поколения – «FleetBroadband - FB»). «Инмарсат» имеет при этом неоспоримое преимущество, карта погоды будет передана по запросу судна и для данного района плавания.
В заключение скажу, что принимать карты погоды это не просто интересное увлечение, но оно может приносить определенное удовлетворение, в виде, например QSL, от радиостанций передающих радиофаксимиле, для этого достаточно отправить распечатанное изображение принятых вами карт погоды и отправить их в адрес соответствующего метеоцентра.

Увеличить

QSL от «JOMOS» Northwood (GB), подтверждение приема RK3DIA факсимиле карт погоды.

И, наконец, просто самому получать достоверный прогноз погоды как на день текущий, так и на несколько дней вперед.

Комментарии к статье
Автор Комментарий
Stumbler
Редактор таблицы частот
7.6
23 Июн 2010 04:41 · Поправил: 23 Июн 2010 04:47


Спасибо за статью!
Кстати, мой однокурсник после диплома ушел в речное пароходство радиоинженером. Был я у него в гостях, меня поразили большие ящики радиостанций Кама, кажется. Тогда я у него набрал байонетных 75-омных разъёмов под 6-8 мм кабель. Интересно, это везде раньше применялись на реке большие байонетные ВЧ разъёмы?
RK3DIA
Участник
5.4
27 Июн 2010 00:32


Да, что в КВ, что в УКВ аппаратуре, что на морском, что на речном флоте применялись стандартные 75-омные разъемы типа СР-75. Т.е. вся аппаратура создавалась под единый импеданс 75 Ом.
Stumbler
Редактор таблицы частот
7.6
29 Июн 2010 23:11


Так вопрос в том, что не просто 75 Ом, а байонетная, а не резьбовая, конструкция. Почему река-море снабжались именно байонетными разъёмами? От куда такой стандарт пошёл?
Urij685
Участник
3.3
13 Мар 2012 18:30 · Поправил: 13 Мар 2012 18:31


Stumbler
От куда такой стандарт пошёл?

Одна из на мой взгляд самых достоверных версий - считалось, что работа этой аппаратуры происходит в агрессивной среде (влага, особенно солёная морская вода). Резьбовое или иное соединение может повести себя непредсказуемо (окислиться например).
Кто то говорил, что это выгодно с точки зрения быстроты в замене узлов аппаратуры. Такого типа разъёмы были ешё и на переговорной гарнитуре. В "КАМА - Р" у нас тогда стояли телефонные трубки!
Такие вот версии.
До "КАМА - Р" на реч.флоте в начале 80х активно применялась радиостанция "Акация" (Р-812 , если не изменяет память) для переговоров судоводителей.
Потом их убрали.
RK3DIA
Участник
5.4
18 Май 2013 15:31


радиостанция "Акация" (Р-812 , если не изменяет память)
Р-609.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные, активировавшие регистрацию и не ограниченные в доступе участники сайта!
Файл создан: 09 Июн 2010 16:46, посл. исправление: 27 Июн 2010 16:50
© radioscanner.ru, miniBB® 2006 | загрузка: с.