На главную страницу сайта
· Наш магазин · Объявления · Рейтинг · Статьи · Частоты · Копилка · Аэродромы · Live!
· Файлы · Диапазоны · Сигналы · Музей · Mods · LPD-форум · Клуб · Радиостанции
На сайте: гостей - 54,
участников - 2 [ sibirjac, domic7]
 · Начало · Опросы · События · Статистика · Поиск · Регистрация · Правила · FAQ · Галерея ·
 Форум —› Разработка, ремонт, схемы, модификации —› Методы восстановления Ni-Cd аккумуляторов в т.ч в паузах длиной в полупериод -миф или толковая идея? 
Си-Би радиостанции в нашем магазине: Alan и Midland, Alinco, Intek, MegaJet, President, Yosan, Беркут, Таис


Alan 48 Excel
руб.

Alinco DR-135CBA New
руб.

MegaJet MJ-3031M Turbo
руб.

President Harry III ASC
руб.

Yosan Stealth 5
руб.
Автор Сообщение
Mexico
Участник
Offline7.0
с янв 2004
Москва
Сообщений: 5089

Дата: 15 Дек 2012 12:24:55 · Поправил: Mexico (15 Дек 2012 12:51:38) #  

Встала у меня на днях задача восстановить никель-кадмиевые АКБ.
Поспрашивав в эфире и посёрфив интернет нашел несколько интересных на мой взгляд методов ( особенно #2 и #3 ):


1. ZAP (ZAPP battery, ZAP-ZAP, zapping )
Его суть прожиг (продувка) банки никель-кадмиевого аккумулятора коротким (0.3 сек) импульсами сверх тока на протяжении нескольких секунд. Именно сверх тока. Т.е. в десятки раз превышающем емкость - десятки ампер (20-30 и более).
http://ysuusy.com/easybatteryfix.html

Наглядное видео здесь
http://www.instructables.com/id/Revive-Nicad-Batteries-by-Zapping-with-a-Welder/

[Видео YouTube - нажмите для просмотра]

[Видео YouTube - нажмите для просмотра]


Суть метода:
В ходе эксплуатации кристаллы в ячейке нкд акк растут, объединяются и сращиваются и образуют т.н дендриты (от слова дерево), из-за чего падает емкость (большие дендриты имею меньшую пов площадь чем много маленьких), да еще и резко возрастает бич всех акб - внутренняя утечка
(т.е. саморазряд). Основная причина резкого роста кристаллов (растут они и так постоянно) -перезаряд. Особенно критичен перезаряд при скоростных методах заряда.

Продувка сверх током, позволяет разрушить(раздробить) большие кристаллы, сжечь связи между дендритами (посечь "ветки") и, восстановив емкость, резко снизить саморазряд.

Метод эффективен для любых герметичных нкд акб рулонной конструкции (с дисковыми есть иные методы).
Метод эффективен для акб в любом состоянии.
Даже разряженных в ноль, потекших, 20 летней давности и пр.

Метода интересная, но стрёмная, явно не для домашних условий.


2. Замораживание.
Его рекомендуют для акб которые заппингом после 25 раз восстановить не удается.
Суть в том что замораживают элементы в морозилке в течении часа или около.
Далее быстро достают и сразу начинают резко и коротко, с некоторой силой, стучать по корпусу банки. саму банку держать не жестко.

Идея в том ,что при замораживании дендриты становятся хрупкими и при резком встряхивании разрушаются, крошатся и расыпаются как лед и тп.

Бить нужно не кувалдой, а так, чтобы максимально в короткое время передать всю энергию удара. Т.е отрывисто и быстро жестким и не тяжелыми предметом, например, карболитовой (привет ХТЗ) или другой ударопрочной твердой пластмассовой ручкой отвертки, маленьким молоточком итп. Бить нужно часто и быстро, пока не оттаяли дендриты. Повторять циклы можно до 5 раз.


3. Зарядка-разрядка в паузах длиной в полу-период.

http://rv9cx.jimdo.com/железо/прочее-железо/самое-простое-но-самое-правильное-зу/




Автор объясняет и обещает следующее:

заряжать аккумуляторы нужно не только импульсами, а еще и разряжать в паузах между импульсами заряда. Но что еще важнее - импульсы постоянного тока также не очень благоприятны. В итоге родилось вот такое устройство:
Схема зарядного устройства

Это решение позволяет заряжать аккумулятор, а также разряжать в паузах длиной в полу-период.

R1 - регулируется ток заряда, который составляет 10% от емкости АКБ+Jразр.

R2 - рассчитывается так, чтоб через него в паузах разряда шел ток Jразр в 10 раз меньший, чем ток заряда. Я для этой цели использую и лампы накаливания, если токи заряда велики.

Например, если емкость АКБ 55Ач, то зарядный ток нужно поддерживать на всем протяжении заряда равным Jзар=5.5+0.55=6.1А.

Первый опыт был настолько многообещающим, что я не мог поверить.

1. Щелочной брикет 10-НКГЦ-10 был настолько мертв, что родное армейское полностью автоматическое ЗУ вообще отказывалось заряжать. Этим устройством я зарядил так, что до сих пор (с 1995 года) пользуюсь этой батареей (естественно, заряжая, при необходимости). Пусть и изредка.

2. Шахтерский фонарь выпуска 1992 года, проведший в разряженном состоянии на балконе друга несколько лет (с нашими-то зимами). На момент вручения его мне в 1997 году он вообще признаков жизни не подавал. А ведь я его до сих пор использую на рыбалке ;-)

3. Аккумулятор в первом автомобиле был при покупке забракован продавцом (UA9CDV) и был крайне рекомендован к смене первой же зимой, т.к. "намаялся он с ним"... А ведь я поездил на авто несколько лет и до сих пор на нем ездит уже третий владелец. Авто 1993 года.

4. Аккумулятор видеокамеры друга в 2000 году не держал уже даже 5 минут. После "правильной" процедуры он заставлял работать видеокамеру в течение 1 часа, хотя по паспорту она всего 45 минут могла непрерывно работать и длительней у него никогда не получалось.

Более перечислять не буду, ибо страница станет грустной.

При этом, нужно отметить, что аккумуляторы не "кипели" как при родных зарядниках и не грелись столь сильно.

Правила пользования:

1. Резистором R1 установить зарядный ток 1/10 от емкости АКБ

2. Резистором R2 установить разрядный ток 1/10 от зарядного тока

3. В течение зарядки вручную поддерживать ток заряда постоянным во времени. Это требование желательное, но сколько себя помню - ни разу его не соблюдал :-P Поэтому ток заряда изначально ставил больше, т.к. он неизбежно снизится существенно (зависит от состояния АКБ).

4. При таких условиях, заряжать любой аккумулятор (из перечисленных в начале) нужно 14-16 часов.




Внимание. А теперь вопрос, уважаемые участники Радиосканнера.
Насколько перечисленные методы на Ваш взгляд имеют право на жизнь, особенно интересует зарядка-разрядка в паузах длиной в полупериод.

Посовещавшись в радиоэфире с valevy и Programmist, пришли к выводу что R2, регулирующий ток разряда, стоит не там где надо, его место в паралель диоду.

Городить как народ в комментах на странице автора бумажные конденсаторы или 220 V лампочки накаливания в первичной обмотке трансформатора или вообще без трансформатора не хочется, ибо заряжать собираюсь не мощнее необслуживаемого АКБ, да и хочется уходить из дома не думая о пожарной безопасности.

Что думаете, камрады, действительно полупериод благо, или стабилизатор напряжения наше все.
Ведь сколько ЗУ не видел, везде классический диодный мост, примитивная, но стабилизация.
Ну не могут быть производителями быть такими дураками и не использовать этот метод, если он так хорош и эффективен.

Миф или толковая идея? Ваше мнение?
БЕГЕМОТ
Модератор
Offline7.8
с авг 2004
из ниоткуда в никуда
Сообщений: 9653

Дата: 15 Дек 2012 12:35:15 #  

Mexico
никель-кадмиевые АКБ давно расходный материал.
Рекомендация прежняя ;)
Реклама
Google
Mexico
Участник
Offline7.0
с янв 2004
Москва
Сообщений: 5089

Дата: 15 Дек 2012 12:48:01 · Поправил: Mexico (15 Дек 2012 12:53:30) #  

;) . Тут такое дело.
Я вероятно лох последний, но на днях купил в РКК новые в упаковке АКБ к HT1000, по коду ( над штрихкодом надпись 126 ) июнь 2011 года,
раскачивать в медленной зарядке их очень муторно по 16 часов, особенно учитывая их кол-во, вот и хочется с самого начала, использовать "правильный" метод зарядки.
Особенно после таких обещаний автора методы #3 :).

никель-кадмиевые АКБ давно расходный материал.
Почему расходный?
Ведь их преимущество морозоустойчивость и срок хранения.
БЕГЕМОТ
Модератор
Offline7.8
с авг 2004
из ниоткуда в никуда
Сообщений: 9653

Дата: 15 Дек 2012 13:01:20 #  

Mexico
"правильный" зарядки c замерами, тренировками, восстановлением под старые типы батарей находятся на ебей, дешево, безопасно, проверенно. Все остальное от делать нечего )
1 и 2 и ...
Mexico
Участник
Offline7.0
с янв 2004
Москва
Сообщений: 5089

Дата: 15 Дек 2012 13:05:33 · Поправил: Mexico (15 Дек 2012 13:07:47) #  

Спасибо за мнение ;). Значит пока нет правильного устройства, разряжать-заряжать АКБ на родном медленном, а это 16 часов на один АКБ! ;)
Проверенную правильную модель ЗУ под АКБ HT-1000 посоветуйте пожалуйста. Мысли читаете, Спасибо! =)
БЕГЕМОТ
Модератор
Offline7.8
с авг 2004
из ниоткуда в никуда
Сообщений: 9653

Дата: 15 Дек 2012 13:11:17 #  

Mexico
и 3
обычная мотовская, без всяких чудес, супер скоростей и пр. бла-бла-бла.
Большинство буржуев пользует типа таких, которые в принципе содраны с кадники или кто там родоначальник был...
Rulez Reloaded
Участник
Offline5.6
с янв 2005
Москва
Сообщений: 13752

Дата: 15 Дек 2012 13:16:30 · Поправил: Rulez Reloaded (15 Дек 2012 13:16:46) #  

Согласен с Бегемотом. После всех сексов с кондиционерами батарей, пришел к одному простому выводу. 1 раз в 2 года покупаются новые батареи у дилера. Например, сейчас я купил батареи начала 2013 года. Все остальное для мазохистов, которым некуда девать время. Если что, у меня есть и Maha CC, и моторольские MCC. Нафиг.
Mexico
Участник
Offline7.0
с янв 2004
Москва
Сообщений: 5089

Дата: 15 Дек 2012 13:21:54 · Поправил: Mexico (15 Дек 2012 13:51:19) #  

удалил глупость
Windk
Участник
Offline3.3
с апр 2007
Тюмень
Сообщений: 3683

Дата: 15 Дек 2012 14:16:02 · Поправил: Windk (15 Дек 2012 14:16:58) #  

. Значит пока нет правильного устройства, разряжать-заряжать АКБ на родном медленном, а это 16 часов на один АКБ


да вовсе не обязательно 0.1С держать зарядный, тем более для кадмия, которые по сути своей на приличные токи рассчитан. Более того, для зарядки по дельта-пик, нужно давать 0.5С ток. Вот стоит таким током заряжать..да и разряжать.
Mexico
Участник
Offline7.0
с янв 2004
Москва
Сообщений: 5089

Дата: 15 Дек 2012 14:24:15 · Поправил: Mexico (15 Дек 2012 14:30:23) #  

Пока они новенькие, со склада, с самого начала лучше буду их беречь смолоду, лучше малым током, долго.
Если к никель-кадмиевым с уважением относится, они долго прослужат.

Меня больше интересует метод заряда именно полупериодом и метод восстановления старых АКБ при помощи замораживания.
Windk
Участник
Offline3.3
с апр 2007
Тюмень
Сообщений: 3683

Дата: 15 Дек 2012 14:31:46 #  

Пока они новенькие, со склада, с самого начала лучше буду их беречь смолоду, лучше малым током, долго

"разнежите" только )
ничего им не сделается. борт на самолете в 800ма спустя 4 года до сих пор живой и по дельта-пик отлетает гдет на 650ма.
Mexico
Участник
Offline7.0
с янв 2004
Москва
Сообщений: 5089

Дата: 15 Дек 2012 14:33:07 · Поправил: Mexico (15 Дек 2012 14:58:20) #  

Думаете рапид ЗУ их нормально раскачает?
Mexico
Участник
Offline7.0
с янв 2004
Москва
Сообщений: 5089

Дата: 15 Дек 2012 14:57:50 · Поправил: Mexico (15 Дек 2012 14:59:18) #  

Для тех кто захочет проэкспериментировать с "новой" зарядкой по методу #3,
дабы Вам не ломать голову с номиналами и мощностью сопротивлений, прилагаю простейшую экселевскую таблицу, где все расчитывается автоматически.



Там все понятно, но если вдруг возникнут вопросы, обращайтесь.

Спасибо Серега Programmist!

http://www.radioscanner.ru/uploader/2012/tablica_rasceta_sopr.zip
Home7
Участник
Offline3.0
с мар 2004
Москва Бирюлево
Сообщений: 986

Дата: 15 Дек 2012 17:37:02 #  

Я использовал стенд на 6 позиций.
Анализатор/кондиционер батарей W&W Manufacturing. Если к нему приобрести комплект вставок, то можно тестировать любые АКБ от ручных Р/С.
Prof61
Участник
Offline3.1
с ноя 2009
Рязань
Сообщений: 1363

Дата: 15 Дек 2012 17:57:37 #  

А я прожигал по методу 1. Помогает. Для короткозамкнутых.
Zmej
Участник
Offline3.1
с дек 2005
...
Сообщений: 10617

Дата: 15 Дек 2012 18:01:46 #  

Mexico

Это давно известная схема для попыток восстановления теряющих емкость батарей. Иногда вытягивает БУ батареи UPS из состояния когда немощная лампочка тухнет на глазах в состояние, когда батарея становится пригодной для питания каких-нибудь мало-
потребляющих схем, которым нужна отвязка от сети.

или стабилизатор напряжения наше все.

Наше все для неспешной зарядки NICD, NIMH - это стабилизатор тока, т.е. кренка или LM317 с единственным омным сопротивлением, схему включения для стаб. тока см. в даташитах, там же и расчет номинала R.
Zmej
Участник
Offline3.1
с дек 2005
...
Сообщений: 10617

Дата: 15 Дек 2012 18:41:02 #  

Спасибо Серега Programmist!

http://www.radioscanner.ru/uploader/2012/tablica_rasceta_sopr.zip


А можно в простом экселе повторить? Не у всех XLSX
alexis69
Участник
Offline3.1
с окт 2007
Городец
Сообщений: 1878

Дата: 15 Дек 2012 21:51:43 #  

Пользовался методом прожига для NiMh неоднократно.
Помогает, но...
1) не разу не удалось восстановить ак до прежней емкости.
2) время работы восстановленых батарей может варьироваться от одного цикла и до десятка.
Потом прожиг опять нужно повторять.
Каждый последующий цикл восстановления еще больше уменьшает емкость.
Метод холодильника попробовал сегодня.
Мимо кассы. Никакого намека на восстановление.
Mexico
Участник
Offline7.0
с янв 2004
Москва
Сообщений: 5089

Дата: 22 Дек 2012 18:25:06 #  

А можно в простом экселе повторить? Не у всех XLSX

ОК - http://www.radioscanner.ru/uploader/2012/tablica_rasceta_sopr.xls

Всем спасибо за Ваш опыт.
BFG10k
Участник
Offline2.0
с дек 2005
Волгоград/Москва
Сообщений: 234

Дата: 08 Янв 2013 21:04:30 #  

Пользовался методом прожига для восстановления Ni-Cd аккумов, процентах в 70-80 позволяет восстановить, начинает держать заряд и возвращается к жизни.
Ni-Mh таким способом не удалось восстановить ни разу - сколько было дохлых, все отправились в мусор.
Ещё очень помогает зарядка импульсным током - досталась по случаю зарядка Sony на 2 элемента, ей удалось оживить очень много сдохших аккумов, в том числе и Ni-Mh. При подключении тестера, обнаружил, что ток с этой зарядки - импульсный, с периодом около 0,5 с.
Более детально параметры не измерял - для этого нужен осцилл, а я им пока не разжился, к сожалению.
andy73
Участник
Offline1.1
с апр 2012
Ярославль
Сообщений: 63

Дата: 08 Янв 2013 23:17:55 #  

по схеме все понятно - что-то похожее уже использую. А вот по файлу в екселе не дадите пояснения - как им пользоваться....?
Mexico
Участник
Offline7.0
с янв 2004
Москва
Сообщений: 5089

Дата: 06 Фев 2013 15:12:26 · Поправил: Mexico (06 Фев 2013 15:12:55) #  

ОК.

Как узнать ток I (А) который нам нужен, писал выше:

R1 - регулируется ток заряда, который составляет 10% от емкости АКБ+Jразр.

R2 - рассчитывается так, чтоб через него в паузах разряда шел ток Jразр в 10 раз меньший, чем ток заряда. Я для этой цели использую и лампы накаливания, если токи заряда велики.

Например, если емкость АКБ 55Ач, то зарядный ток нужно поддерживать на всем протяжении заряда равным Jзар=5.5+0.55=6.1А.



В нижней правой ячейке I (А) пишем значение нужного нам тока в Амперах.
В ячейке слева R автоматически видим номинал сопротивления, которое нужно поставить.

Вверху можем ввести значение напряжения U и нужной нам силы тока I (А), и красные цифры покажут нам значение мощности, на которую должен быть рассчитан резистор.
грибник
Участник
Offline3.0
с янв 2010
н.новгород
Сообщений: 881

Дата: 06 Фев 2013 18:35:26 #  

Действительно, если бы чудо было - им бы наперво воспользовались армия, полиция, разведка/контрразведка и проч. технически-зависимые службы. А так...мнение какого-то "удачника" возможно и обосновано на личном успехе, НО не связанном напрямую с "ударами" и "холодильником" (ну как в известном примере, что 99% умерших до этого хоть раз ели огурцы). Случайность! Насчёт влияния ударов... кто разбирал ЦНК-0,45 или НКГ-1,5 знает что пакеты электродов набиты плотно а зазоры заполнены жидкостью. А для "рассыпания" и "крошения" дендритов нужно свободное пространство! Так что всё-таки ешьте огурцы...
123Max
Участник
Offline1.4
с июл 2007
55.6, 37.3 50RS108
Сообщений: 202

Дата: 06 Фев 2013 23:02:45 #  

Дополню тему Ярослава ещё одним методом. Месяц назад я занялся неторопливым восстановлением NiCd аккумуляторов типа АА. Данные аккумуляторы были изготовлены в 1994 году, один раз заряжались, после чего были надолго забыты внутри двух CB-раций. Маркировка на корпусе: "NT70AAK MADE IN CHINA".
Как я восстанавливал: немного подзаряжал в китайской подзарядке током 50 мА, затем ставил в 2-х местную 2-х канальную зарядку Varta Traveler Charger Type 57069, ток заряда порядка 300 мА. После зарядки элементы выдерживались некоторое время, затем разряжались током 100-300 мА.
Так так аккумуляторы хранились долгое время, первые несколько зарядок длились недолго, около 15-20 минут. Затем некоторые аккумуляторы начали заряжаться долго и зарядное устройство автоматически не отключалось, скорее всего, это проявление теплового разгона. Такие аккумуляторы помечались маркером одной точкой возле анода. Через один-два цикла они научались заряжаться без разгона, зарядка отключалась сама примерно через 2 ч. 15 мин. Эти аккумуляторы помечались второй точкой.
Поскольку имеющееся ЗУ было рассчитано на 2 аккумулятора, пришлось делать типа конвейера: я ставил 10 шт. в сибишку (слушал 15 канал), располагая их по порядку в зависимости от свежести зарядки, остальные заряжались или были в резерве. По разряду - заряжал очередные 2-3 шт или выбраковывал, если недавно заряжавшийся элемент разрядился заметно раньше своей очереди.
В результате было восстановлено порядка 80% аккумуляторов, оценочная ёмкость после восстановления - 600 мА*ч.
Реклама
Google
 

Создавать сообщения могут только зарегистрированные участники форума.
Войти в форум :: » Логин » Пароль
Начало
Средства связи, рации. Купить радиостанции Motorola, Yaesu, Vertex, приемники, антенны.
Время загрузки страницы (сек.): 0.025; miniBB ®