Специальные радиосистемы
Логин  Пароль   Регистрация   
На главную
наш магазин радио
объявления
радиорейтинг
радиостанции
радиоприемники
диапазоны частот
таблица частот
аэродромы
статьи
файлы
форум
поиск
Профессиональная радиостанция Vertex VX-231
Санкт-Петербург - Кижи - Петрозаводск - Санкт-Петербург на теплоходе "А.С.Попов"
Мониторинг АИС с борта теплохода
Начало » Морская и речная радиосвязь
Разместил: RK3DIA 5.5
Авторские права Виктор Мусатов - RK3DIA


Этот рассказ не о путешествии и достопримечательностях в нем увиденных, хотя их было предостаточно, а об опыте мониторинга данных Автоматической Идентификационной Системы (далее АИС) с помощью простых и доступных средств и передаче полученных данных на интернет ресурсы,иначе интернет-треккеры, заинтересованные в получении данных о дислокации морских и речных судов.

Идея провести эксперимент по приему сигналов от АИС судов находясь на судне, в движении и испытать возможность передачи полученных данных через интернет, на серверы ресурсов, которые в сборе данной информации заинтересованы, возникла еще год назад. И вот этот эксперимент был наконец-то реализован и проведен. В период с 19 по 22 июля, я отправился в небольшой, но очень интересный, и не только с точки зрения туриста круиз на речном теплоходе «А.С.Попов» (проект 588, тип «Озерный») по маршруту Санкт-Петербург – Мандроги – Кижи – Петрозаводск – Свирьстрой – Лодейное поле – Санкт-Петербург. Маршрут пролегал по двум рекам Неве и Свири и двум величайшим озерам Европы Ладожскому и Онежскому.


Увеличить

Теплоход «А.С.Попов» в Петрозаводске 22 июля с.г.

Немного о предыстории этого эксперимента…..
В начале эта затея казалась мало реализуемой, т.к. требовалось оборудование, которое могло бы разместиться в небольшой каюте пассажирского теплохода, и при этом было бы легким, мобильным, не занимающим много места, а главное имеющим постоянный и стабильный выход в интернет (при этом с трафиком и тарифом не сильно ударяющим по карману).

Появление такой интересной штуки как DVB-SDR, в котором реализована возможность применение этого устройства (изначально предназначенного для приема цифрового ТВ и радио) в качестве широкополосного приемника.

В качестве устройства, принимающего сигналы АИС мной был выбран SDR приемник типа R820T на базе чипа RTL2832. Этот экземпляр, как хорошо известный многим обладателям его, хорошо себя зарекомендовал как надежный и удовлетворяющим требованиям обзорного в диапазоне 24 - 1700 МГц приемника. Говорить о его возможностях смысла не имеет, на форуме есть целая тема, посвященная ему и другим подобным SDR приемникам.

Вторым, немаловажным аспектом мобильности, является выбор персонального компьютера, разумеется речь идет о ноутбуках, нетбуках или, что наверное лучше всего, но я пока не пробовал сам, планшета. После недолгих раздумий и длительного тестирования в качестве компьютера, управляющего SDR R820T, а так же GPS приемником BU-353 был выбран нетбук Acer AOD 257(тактовая частота процессора Atom N570 - 1,66 ГГц, оперативная память 2 ГБ и разумеется встроенный Wi-Fi. Что оказалось вполне достаточно для того, чтобы все эти устройства работали достаточно быстро и не особо перегружали компьютер.
Кстати, эта система была испытана на выезде в новогодние праздники 2015 года в Санкт-Петербурге.

В качестве антенны был выбран четверть волновый телескопический штырь, настраиваемый на частоту 161,975 МГц (Канал "А" АИС или 87 канал МПС).
Вот общий вид моей станции для мониторинга АИС, после размещения и подключения всех модулей на столике в двухместной каюте речного теплохода "А.С.Попов":


Увеличить

Рабочее место и станция приема АИС в каюте.

Коробочка справа от нетбука, в ней находится донгл R820T, сделано это для надежности, прежде всего механической, внутри находится донгл R820T, включенный через USB разъем "мама", провода от него пропущены через ферритовые колечки типа "биноколь" (они внутри) и выведены через 9-ти пиновый разъем типа «COM», плюс корпус донгла внутри прижат алюминиевой полоской, выполняющей роль радиатора для отвода тепла. Кстати, коробочка практически не греется, как и сам донгл внутри. На окне черная коробочка с коаксиальными разъемами типа "СР-50". В этой коробочке находится дополнительная защита от статики-резистор 100 кОм (хотя в донгле и имеются защитные диоды, но береженого Бог бережет). За окном (точнее над окном) на магнитном основании разместились антенна на частоту 161,975 МГц и GPS приемник BU-353:


Увеличить

Антенны GPS и АИС на палубе теплохода.

Силы магнита в основании антенны хватало для того, чтобы выдерживать сильные ветра (которые на озерах Ладожском и Онежском не редкость) и бортовую качку (которая тоже не редкость на озерах и, кстати покачало нас в обоих "морях").
Да, для передачи данных в интернет, на соответствующие ресурсы и, прежде всего конечно на сервер компании Shipping Explorer, я решил использовать купленный по акции щедрости от Мегафон планшет-смартфон Megafon-Login Plus. Кстати в его тариф с абонентской платой заложен интернет-трафик в 4 Гб, чтооказалось вполне достаточно, для таких целей. И к тому же, забегая вперед, скажу, что Мегафон, это единственная сеть, стабильно и почти без сбоев работающая на Внутренних Водных Путях (ВВП) России. Сети всех других операторов связи увы, пропадали, стоило теплоходу удалиться от крупного населенного пункта, а на озерах так сигналы вовсе пропадали. Кстати смартфон работал в режиме «точки доступа», вход, разумеется, был запаролен. Сам смартфон-планшет постоянно стоял на окне, что позволило обходиться без всяких дополнительных «примочек», типа внешних антенн для GSM. Контроль передачи сигнала в Интернете наблюдал в программе Shipping Explorer.
Думаю, что все, кто прочитал мои сообщения на форуме в теме про АИС, пробовали наблюдать за моей станцией, находившейся на борту теплохода «А.С.Попов». Надо сказать, что стабильный и безошибочный прием пакетов АИС был на расстоянии 2-5 морских миль, или около 10 км. На некоторых участках реки Свирь это расстояние уменьшалось до 2-3 миль. Результаты, т.е как выглядел прием сигналов можно видеть на фото, скриншотов, рабочего окна программы декодера АИС Shipplotter, я использовал версию 12.5.1.2.


Увеличить

окно программы Shipplotter - дислокация судов в Речном порту Санкт-Петербурга и причале Уткина заводь (что у Вантового моста).


Увеличить

окно программы Shipplotter - Ладожское озеро, ночь с 19 на 20 июля 2015.


Увеличить

окно программы Shipplotter - река Свирь, станция 002734494 (базовая станция в Лодейном поле).


Увеличить

башня Базовой станции АИС, диспетчерской движения в Лодейном поле.


Увеличить

окно программы Shipplotter - Свирьстрой, верхний бьеф Верхне-Свирской ГЭС, 22 июля 2015.

Был в моих экспериментах и так называемый DX. Вечером 20 июля наш теплоход шел по реке Свирь, ближе к ночи моя станция приняла пакет АИС от судна находящегося в 82,4 милях на Белом озере (Волго-Балтийский судоходный канал):


Увеличить

окно программы Shipplotter - судно с номером без названия на Белом озере.


Увеличить

окно программы Shipplotter - Target List, судно с номером 035874512, последняя строка таблицы.

Последняя цифра в таблице, в графе range org, показывает расстояние до судна в морских милях.

В качестве программы для работы с SDR R820T использовал HDSDR, мне она по опыту работы с ней, показалась более удобной, чем SDRSharp, пусть она и не имеет возможности сканирования одновременно 2-х частот. Кстати, прием сигналов АИС я вел лишь на одной частоте 161,975 МГц, В окне программы HDSDR я наблюдал сигналы АИС и на второй частоте 162,025 МГц (уровень сигналов был одинаковым), но вполне хватало и одного канала. GPS я использовал для привязки своей станции к месту, т.е. навигационный приемник выполнял свои прямые функции, отображая положение моей станции.

В заключении хочу сказать, что результаты экспериментов по приему АИС меня лично вполне удовлетворили. Такой вот мобильный вариант станции мониторинга отлично себя зарекомендовал. Весь комплект умещался в сумке для ноутбука, включая мышь, зарядное устройство и даже портативную УКВ радиостанцию. Работать такая система может круглые сутки, без выключения, при устойчивом и надежном интернете, вполне может служить для передачи данных на серверы треккеры. Кстати, на Свири до сих пор нет ни одного любителя мониторинга АИС, впрочем как и на озерах, так что такие эксперименты полезны еще и потому, что позволяют получить представление об интенсивности движения судов в этих районах. Ну и мне лично, предупреждение о встречном судне или судне идущем на обгон было вполне достаточным за 2 мили, чтобы я успел не спеша выйти на палубу и подготовиться к фотосъемкам их. В этот раз мониторинг УКВ речного диапазона был вторичным, для меня во всяком случае, т.к. наблюдать за судами удобнее с помощью АИС.

Комментарии к статье
Автор Комментарий
Ernk
Участник
2.3
27 Июл 2015 21:50 · Поправил: 27 Июл 2015 21:50


судно с номером 035874512 скорее всего некорректно расшифрованное шипплотером сообщение,
shax
Участник
1.1
27 Июл 2015 22:03


Кстати, на Свири до сих пор нет ни одного любителя мониторинга АИС, впрочем, как и на озерах
Вы не правы, есть такие:
Петрозаводск
Подпорожье
Ernk
Участник
2.3
27 Июл 2015 22:09


хотя видимо нет, Вы его приняли судя по логу 20.07 , а в shippingexplorer он отметился 24.07 в том же месте
RK3DIA
Участник
5.5
28 Июл 2015 02:28


Я ориентировался по Shipping Explorer, а туда данные ни Петрозаводск, ни Подпорожье не передают. Да и те две станции, ведут прием весьма не регулярно.
RK3DIA
Участник
5.5
28 Июл 2015 02:31 · Поправил: 28 Июл 2015 02:32


Вы его приняли судя по логу 20.07 , а в shippingexplorer он отметился 24.07 в том же месте
Когда "А.С.Попов" шел обратно, мы проходили этот же участок глубокой ночью, моя станция работала и вела передачу данных, правда сам я спал. А утром я особо внимательно не проверял, был ли прием этого судна или нет. Обратно мы проходили этот участок Свири ночью 22 июля.
Sieben
Участник
1.8
16 Ноя 2015 19:42


"В этот раз мониторинг УКВ речного диапазона был вторичным, для меня во всяком случае, т.к. наблюдать за судами удобнее с помощью АИС".

Когда слушаешь по рации вместе с АИС-ом то оно информативней и гораздо интересней. Ну в порту так например)
RK3DIA
Участник
5.5
21 Май 2016 00:42


Когда слушаешь по рации вместе с АИС-ом то оно информативней и гораздо интересней
Ну так у меня и радиостанция есть FT-60, с возможностью приема речного УКВ, всегда ее беру с собой, была она и в этой поездке. Так что смотрел и слушал одновременно проходящие суда и диспетчеров движения и шлюзов. Просто не написал об этом.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные, активировавшие регистрацию и не ограниченные в доступе участники сайта!
Файл создан: 27 Июл 2015 19:36, посл. исправление: 27 Июл 2015 22:56
© radioscanner.ru, miniBB® 2006 | загрузка: с.