Специальные радиосистемы
Логин  Пароль   Регистрация   
На главную
наш магазин радио
объявления
радиорейтинг
радиостанции
радиоприемники
диапазоны частот
таблица частот
аэродромы
статьи
файлы
форум
поиск
Радиостанции Аргут в нашем магазине
УКВ-радиосвязь на Речном флоте. От рождения и до наших дней.
Часть 1-я
Начало » Морская и речная радиосвязь
Разместил: RK3DIA 5.5
Авторские права © http://www.radioscanner.ru, 2009; Виктор Мусатов, RK3DIA. Копирование запрещено.


УКВ РАДИОСВЯЗЬ НА РЕЧНОМ ФЛОТЕ, ОТ РОЖДЕНИЯ И ДО НАШИХ ДНЕЙ.

Виктор Мусатов, RK3DIA

Написать эту статью меня заставило практически полное отсутствие сколько-нибудь полного материала в специальных изданиях, упоминание о том с чего началась УКВ-радиосвязь на внутренних водных путях России (ВВП) и о той технике, которая применялась. Поэтому автор этой публикации начинает серию статей, посвященных истории УКВ радиосвязи на речном флоте от момента ее создания и до наших дней.

Впервые потребность в оперативной технологической связи, для обеспечения безопасности на ВВП возникла с момента массового строительства и появления судов, построенных в ГДР, Венгрии, Чехословакии для рек Советского Союза. Суда таких проектов как 588 (ГДР, Веймар), 26-37 (Чехословакия, Комарно) и 305 (Венгрия) стали поступать на ВВП СССР в массовом порядке с середины 1950-х годов, плюс постройка новых грузовых судов типа «Волго-Дон» (CCCР, Навашино), «Волгонефть», «Шестая пятилетка», в такой же массовой серии. Увеличение числа этих судов сделало движение по ВВП таким интенсивным, что применявшаяся до этого коротковолновая связь и банальная флажная сигнализация (отмашками) перестали удовлетворять требованиям безопасности, оперативности, прохождения судами шлюзов и обработки их в портах. Встал вопрос о внедрении средств связи, обеспечивающих оперативный обмен информацией на фиксированных частотах, постоянно закрепленных за соответствующей службой (канал безопасности, шлюзы и т.д.).
С конца 50-х годов совместным Решением Совета министров СССР, Министерств: связи, речного флота и гражданской авиации на первичной основе речному флоту СССР выделяются четыре канала в диапазоне 100 – 150 МГц (из авиационного диапазона УКВ), с амплитудной модуляцией (как и у гражданской авиации). Каналы распределены следующим образом, один являлся каналом безопасности, на котором велся радиообмен при маневрировании (расхождении, обгоне, передавались сообщения о бедствии), второй канал был отдан диспетчерам шлюзов, он обеспечивал связь на подходах к шлюзам и связь во время процесса шлюзования, два других служили для связи между судами и с диспетчерскими береговыми службами.
На береговых радиостанциях и на судах были установлены радиостанции Р-609, известные как «Акация», имевшие четыре канала, устанавливаемые соответствующими диапазонными кварцами (один кварц на частоту).



Радиостанция Р-609, пульт управления с микрофоном.

Радиостанция Р-609 «Акация» состояла из пяти блоков:

Блок №1. Приемник. Блок №2. Передатчик.

Блок №3. Блок питания. Блок №4. Измерительный.
И пятым блоком был блок пульта управления (первое фото). Радиостанция имела ламповую элементную базу. Передатчик содержал четырехкаскадный усилитель ВЧ с восемнадцатикратным умножением частоты задающего генератора, усилитель мощности и модулятор. Настройка передатчика осуществлялась конденсаторами переменной емкости. Выходная мощность 6 ватт. Приемник радиостанции представлял собой одиннадцатиламповый супергетеродин с двойным преобразованием частоты. Двойное преобразование частоты принятого сигнала при одном гетеродине является характерной особенностью приемника радиостанции. Это обеспечивало приемнику высокую чувствительность, стабильность работы и хорошее ослабление помех по зеркальному каналу. Блок питания обеспечивал:
o переменное напряжение ~27 в (для питания ламп накала приемника и передатчика);
o постоянное напряжение +27 в (для питания электромагнитных реле и других цепей автоматики);
o постоянное напряжение +315 и +180 в (для питания анодно-экранных цепей передатчика и приемника);
o постоянное напряжение +105 в (для питания цепей смещения ламп).
Пульт управления смонтирован в металлической коробке с наклонной передней панелью, на которой имеются: фишка для подключения микрофона типа МРУ, гнездо для головных телефонов ТА-4, шесть ручек переключателей, шесть кнопок и три сигнальные лампочки. При помощи этих органов управления включалось питание радиостанции, переключалась с приема на передачу, с одного канала связи на другой (время переключения 3 сек.), велись переговоры с ВПС (вынесенный пост связи) без выхода в эфир, передавалось управление станцией постам ВПС. Переключение станции с приема на передачу также осуществлялось нажатием тангенты микрофона. Работа радиостанции на ВПС сигнализировалась индикаторными лампочками. Измерительный блок позволял измерять:
o напряжение цепей накала, анодов и смещения ламп;
o общий ток, потребляемый приемником;
o анодные токи ламп утроителей частоты и выходного каскада;
o ток в антенном контуре и общий ток передатчика.
Измерительный блок использовался при настройке в мастерских на берегу, во время работы его обычно не использовали. Радиостанция комплектовалась двумя типами вибраторных антенн, типа симметричного полуволнового диполя, в зависимости от того, где она устанавливалась. На фото показаны антенны Р-609, береговой и судовой варианты:



Антенна от Р-609, на диспетчерской Западного порта (Москва)



Антенна от Р-609, судовая, теплоход «Салават Юлаев».

В связи с развитием инфраструктуры и системы управления на речном флоте СССР, встал вопрос об обеспечении судов возможностью выхода через береговые радиостанции в ведомственную и общего пользования телефонные сети, посредством дуплексных систем связи. Но резервов не было, к тому же речники своими переговорами зачастую мешали службам гражданской авиации. К концу 70-х годов (20 века) вплотную встал вопрос о замене существовавшей тогда системе речной УКВ радиосвязи на частотах авиационного диапазона на новую, на диапазоне, позволяющим создать резерв каналов, как для обеспечения имевшихся функций, так и для обеспечения двухсторонней радиосвязи в дуплексном режиме и разгрузке тех двух каналов для служб речного флота, что были отведены на прежних частотах. Из каких соображений и чем руководствовалось тогдашнее Министерство связи СССР при выборе диапазона 300-337 МГц (сухопутной подвижной службы) для служб речного флота до сих пор для многих остается загадкой. Но, тем не менее, с 1977 года наряду с УКВ радиосвязью в полосе частот 100-150 МГц, начинает внедряться УКВ радиосвязь в полосе частот 300-337 МГц (точнее в двух поддиапазонах: в полосах 300,025-300,500 МГц и 336,0025-336,200 МГц).
Реально, первые радиостанции нового диапазона появились в береговых службах и на судах лишь к 1979 году, а широко использоваться это диапазон начал лишь с 1982 года. Полностью УКВ радиосвязь в диапазоне 100-150 МГц была отменена лишь в 1985 году и до настоящего времени радиосвязь в полосе частот 300,025 – 300,500 МГц и 336,025 – 336,200 МГц на 29 каналах функционирует почти без изменений.
В настоящее время Р-609 «Акация» полностью демонтированы на всех судах и береговых службах, но антенны от этой радиостанции (оба варианта) еще до сих пор можно встретить как на судах, так и на мачтах береговых диспетчерских радиостанций.

(продолжение следует)

Комментарии к статье
Автор Комментарий
Малютин
Участник
3.3
27 Апр 2009 21:58


Очень интересно, ждем продолжения!
tk208
Участник
4.2
10 Май 2009 14:03


Хорошая статья.
833
Участник
1.1
27 Май 2009 11:35


Спасибо,статья интересная.Ждем продолжения.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные, активировавшие регистрацию и не ограниченные в доступе участники сайта!
Файл создан: 16 Апр 2009 14:31, посл. исправление: 27 Июн 2010 16:49
© radioscanner.ru, miniBB® 2006 | загрузка: с.