Специальные радиосистемы
Логин  Пароль   Регистрация   
На главную
наш магазин радио
объявления
радиорейтинг
радиостанции
радиоприемники
диапазоны частот
таблица частот
аэродромы
статьи
файлы
форум
поиск
Профессиональная радиостанция Vertex VX-231
УКВ-радиосвязь на Речном флоте. От рождения и до наших дней.
Часть 3-я
Начало » Морская и речная радиосвязь
Разместил: RK3DIA 5.4
Авторские права © http://www.radioscanner.ru, 2010; Виктор Мусатов, RK3DIA. Копирование запрещено.


Эта статья продолжение рассказа об истории УКВ радиосвязи на Внутренних Водных Путях (ВВП) от ее появления в конце 60-х годов и до сегодняшнего дня. И посвящается, она сегодняшнему дню, если так можно выразиться современному этапу модернизации системы УКВ радиосвязи на речном флоте России. Этот этап отмечен появлением новых типов УКВ радиостанций, более компактных, надежных, с широкими функциональными возможностями и с определенным запасом, для внедрения новых видов связи на ВВП.

Современный этап , или если так можно выразиться «вторая жизнь» в развитии радиосвязи на Внутренних водных путях России, начался с середины 90-х годов прошлого века. Это время, как известно очень непростое для отечественного речного флота, впрочем, как и для всех других отраслей экономики России, ознаменовалось как постепенным упразднением коротковолновой связи (об этом будет рассказано отдельно, в другой статье), так и усилением роли технологической УКВ-радиосвязи на ВВП. Несмотря на то, что в деятельности Речного флота наблюдался общий спад, к 1991 году на повестку дня встал вопрос о техническом перевооружении судов и береговых служб новым поколением радио- и навигационного оборудования, с более широкими функциональными возможностями и наиболее полно и надежно обеспечивающими безопасность судоходства на реках.
Одними из первых «ласточек» в ряду УКВ радиостанций диапазона 300-336 МГц, стали мобильно-базовые радиостанции «РЕКА-СД Р-23В» и «ГРАНИТ Р-24», производство которых независимо друг от друга начали осваивать две отечественные фирмы (в Подмосковном Зеленограде и Компания «Сантэл», в Москве).
И если первая – «Река-СД Р-23В», так и осталась опытной, выпуск ее в промышленном масштабе так и не был освоен, она как-то сама по себе сошла со «сцены», то второй - «Гранит Р-24», была уготована долгая жизнь, она стала повсеместно занимать места в ходовых рубках пассажирских и грузовых судов, постепенно вытесняя радиостанции серии «Кама».

УКВ-радиостанция «Река-СД Р-23В» (1990-ые годы)

Но, тем не менее, несколько слов о радиостанции «Река-СД» все же стоит сказать. Для начала 90-х годов, эта радиостанция действительно была выполнена на современном техническом уровне. Главное отличие этой радиостанции от радиостанций серии «Кама» состояло в наличии синтезатора частоты, в качестве частотозадающего элемента. «Река-СД Р-23В» являлась симплексно-дуплексной радиостанцией (о чем говорит сочетание букв в ее названии - «СД»), она была предназначена для оперативной связи судов между собой, с диспетчерскими службами, с береговыми службами гидротехнических сооружений, для получения метео- и путевой информации, в ней была предусмотрена возможность выхода в телефонную сеть общего пользования (ТфОП) в протоколе SmarTrank II. Кроме этого радиостанция «Река-СД» имела дополнительные возможности подключения до двух микрофонно-телефонных трубок (правый и левый борт), подключение магнитофона для записи метео- и путевой информации. Выходная мощность «Река-СД» могла плавно регулироваться от 10 до 1 ватта, чувствительность приемника: в симплексном режиме менее 0,4 мкВ, в дуплексном менее 0,6 мкВ. Радиостанция имела блочное построение – отдельные приемопередатчик, блок питания, пульт управления (в качестве которого предлагался адаптированный под функции радиостанции телефонный аппарат) и антенна (четвертьволновый штырь).
«Гранит Р-24» так же имеет блочное построение и такие же широкие функциональные возможности. Радиостанция «Гранит Р-24» выпускалась с 1995 по 2007 год, и лишь совсем недавно компания «Сантэл» сняла ее с производства (как уже морально устаревшую).

Радиостанция «Гранит Р-24» (слева: блок питания 220/12 вольт и блок
приемопередатчика), на пассажирском т/х «Казань».

Радиостанция состоит из трех блоков, блока питания, преобразующим напряжения 220 вольт (основной бортовой сети) и 24 вольт (резервного питания от аккумуляторов) в напряжение 12 вольт, блока приемопередатчика (симплексно-дуплексного), содержащего внутри дуплексный фильтр, для работы на одну общую антенну, пульта управления (имеющего различные модификации) и антенны типа АВ-41 (четвертьволновой вибратор).

Пульт управления радиостанции «Гранит Р-24» (самая ранняя модификация), пассажирский т/х «Ильич» (фото Андрея Голубева).

Антенна «АВ-41» УКВ радиостанции «ГРАНИТ Р-24»,
пассажирский т/х «С.Есенин».

Первоначально, радиостанции «Гранит Р-24» комплектовались пультами управления приведенным на фото выше, в нем имелся встроенный электретный микрофон и клавиша PTT, что позволяло вести переговоры прямо с панели управления, так же имелась возможность подключения внешней микрофонной тангенты и внешнего громкоговорителя. Однако, данный пульт управления имел и свои неудобства, т.к. был предназначен для крепления только на стенку переборки рубки. Для того, чтобы сделать возможным вариант размещения панели управления радиостанции и гарнитуры в любом удобном для судоводителей месте, например на пульте управления другими системами судна или возле рулевого, фирмой «Сантэл» была выпущена другая модификация пульта управления (которая позже и получила самое широкое распространение на судах). К тому же в отличие от предыдущего варианта, в новом пульте управления имелся встроенный громкоговоритель, что делало радиостанцию еще более компактной.

Второй вариант пульта управления радиостанции «Гранит Р-24», на панели судоводителя, пассажирский т/х «Иван Бунин».

К середине 90-х годов радиостанция «Гранит Р-24» получила категорию РРР как главная и эксплуатационная радиостанция и стала активно вытеснять радиостанции серии «Кама» ( к сегодняшнему дню, радиостанции серии «Кама» используются в качестве эксплуатационных радиостанций и дополняют «Граниты» как резервные, «на всякий экстренный случай»).
Частотозадающим элементом в радиостанции «Гранит Р-24» является синтезатор частоты, что дает возможность работать на всех каналах выделенных речфлоту (64 канала). Встроенный микропроцессор позволяет устанавливать необходимую мощность, определять назначение каналов (симплексный или дуплексный) и другие параметры, которые можно задать с внешнего ПК через стандартный порт RS-232. Выходная мощность у «Гранит Р-24» может изменяться как программными, так и аппаратными средствами от 1 до 20 ватт. Стандартно радиостанция имеет две градации мощности 5 и 25 ватт.
Не оставила компания «Сантэл» без внимания и носимые УКВ радиостанции для судов внутреннего плавания. На смену «РСД-шкам» и «Волжанкам» с 1996 года пришла новая носимая УКВ радиостанция «Гранит Р-44», выполненная на базе радиостанции «Standart С-130» (по лицензии Японской фирмы «STANDART», ныне «VERTEX STANDART»).

Носимая радиостанция «Гранит Р-44».

Синтезатор частоты у этой радиостанции имеет широкие границы перестройки по диапазонам от 36 до 500 МГц. Поэтому носимые радиостанции этой серии выпускались под работу на различных диапазонах и для широкого круга пользователей. В отличие от использовавшихся ранее на речных судах носимых «РСД-70ЧМ» и «РН-18Б Волжанка» радиостанция «Гранит Р-44» имела от 16 до 64 рабочих каналов, два уровня выходной мощности 1 и 5 ватт и наконец ее размеры приблизили ее к тому, что называется носимой радиостанцией. Кроме этого, набор аксессуаров, позволяет превращать носимую радиостанцию в стационарную (т.к. к ней прилагались блок питания 220/12 вольт, выносная микротелефонная тангента-гарнитура, а так же возможно подключение ее к внешней антенне). Что позволяет использовать ее в качестве основной и единственной радиостанции на судах длинной менее 25 метров (что тогда, да и сейчас доставило большую радость яхтсменам и водномоторникам).
Дальнейшее развитие и модернизацию УКВ радиосвязи на ВВП едва не остановила развернувшаяся с конца 2000 года дискуссия о переводе технологической связи с диапазона 300-336 МГц на диапазон морской подвижной службы (МПС) 156-162 МГц. Возникла эта дискуссия после отказа от подписания Россией так называемого «Регионального соглашения о радиотелефонной службе на внутренних судоходных путях» (Базель, Швейцария, апрель 2000 г.). Это соглашение вытекало из подписанного ранее соглашения об открытии ВВП России для прохода иностранных судов с 2015 года - «Рейнское соглашение» (судоходный «коридор» Север-Юг – Санкт-Петербург-Астрахань-Ростов на-Дону). Правда, Рейнское соглашение было принято Россией с оговорками, которые дают отсрочку в немедленном выполнении его условий применительно к переходу на диапазон 156-162 МГц на Российских ВВП. Об этой дискуссии можно прочитать в журнале «Информост» (на сайте журнала). Главным доводом сторонников перехода был аргумент, что система связи на море и реке должна быть единой, что диапазон МПС дает технические преимущества по сравнению с «речным» диапазоном и т.д. В конечном итоге к 2006 году дискуссия как-то сама собой угасла, а так же была названа непомерная для отечественного речного флота цена перехода в 80 млн. долларов. Вспыхнувший в 2009 году мировой финансовый кризис окончательно «похоронил» идею перевода речной УКВ радиосвязи на диапазон 156-162 МГц. Правда эта дискуссия на время притормозила процесс разработки новой линейки УКВ радиостанций для ВВП.
С 2005 года, выбор УКВ радиостанций диапазона 300-336 МГц стал более разнообразным. В производстве радиостанций для речного флота России начинают конкурировать между собой как отечественные, так и зарубежные фирмы (т.к. для последних рынок радиостанций диапазона 300-336 МГц, при протяженной системе ВВП России и огромном количестве единиц флота, а так же «уникальности» самой УКВ радиосвязи оказался просто необъятным). Одной из первых зарубежных фирм, которая предложила российским речникам линейку мобильно-базовых и носимых радиостанций стала компания MOTOROLLA. Мобильно-базовая радиостанция «MOTOROLLA GM-350» и носимая «Motorolla GP-340» получили широкое распространение и заслуженное признание среди пользователей.
Причем «MOTOROLLA GM-350» имеет моноблочное исполнение и выгодно отличается от отечественной «Гранит Р-24», а потому составила ей сильную конкуренцию. На сегодняшний день «MOTOROLLA GM-350» снята с производства, ей на замену пришла более современная «GM-360», известная по названием «ЕРМАК» и ставшая такой же популярной.
Кроме того «MOTOROLLA GM-350», а теперь и «ЕРМАК», комплектуются антеннами, которые по своим параметрам превосходят широкополосный вибратор АВ-41.

Антенна типа петлевой вибратор на диапазон 300-336 МГц, прогулочный т/х «Москва-59».
Наилучшим образом себя зарекомендовали антенны типа петлевой вибратор (один или два, включенных параллельно) и антенна 5/8. Отличие их от широкополосного четвертьволнового вибратора АВ-41, в том, что они обладают собственным (хоть и небольшим) коэффициентом усиления, что позволяет сделать связь более «дальнобойной» и как следствие более надежной.

Антенна типа 5/8 ANLI A100R , пассажирский т/х «Василий Суриков»
Носимая радиостанция «Motorolla GP-340» так же зарекомендовала себя и только с самой лучшей стороны своей надежностью и безотказностью, но она имеет и некоторые недостатки. Главные из них, ограниченное число программируемых каналов – всего 16, отсутствие индикатора каналов, а так же достаточно высокая цена, которая превосходит цены на «Гранит Р-44», его модификацию «Гранит 2Р-44» и некоторые другие ( о них чуть позже).
Еще одна компания, которая после прояснения ситуации с судьбой «речного диапазона», вступила в конкурентную борьбу на рынке «речных» УКВ-радиостанций была и остается, по сей день – московская компания «РАДИОМА». Она, являясь авторизованным дилером таких известных фирм как Японские Icom и Furuno, Новозеландской Tait Electronics, предложила к 2006 году адаптированные под «речной диапазон» радиостанции: мобильно-базовую «РАДИОМА-300» (на базе Новозеландской «Tait 2040») и «Orca» (на базе «Tait 5040»).

Радиостанция «РАДИОМА-300» («TAIT 2040»), Буксир-снабженец "Дунай".
Эти радиостанции так же получили распространение как на грузовых речных и река-море судах, так и на пассажирских судах и моторных яхтах. Носимая радиостанция «Orca» получила меньшую популярность, т.к. имеет некоторые конструктивные недостатки.

Носимая радиостанция диапазона 300-336МГц «ORCA» («TAIT 5040»).

«Радиома-300» имеет возможность программирования всех необходимых рабочих каналов с ПК, имеет возможность прямого набора рабочего канала с передней панели (с цифровой клавиатуры), перехода на 5 канал нажатием одной кнопки и кнопку подачи аварийного сигнала. Мощность для каждого канала так же можно запрограммировать или переключать нажатием кнопки на передней панели. Максимальная выходная мощность радиостанции 15 ватт. Антенны могут применяться любые (скажем упомянутые выше). Радиостанция дорабатывалась с учетом возможного внедрения на ВВП транкинговой системы технологической связи по стандарту МРТ-1327. Она должна была по замыслу разработчиков заменить собой систему ведомственной диспетчерской связи «Река». Но по сей день стандарт МРТ-1327 на ВВП так и не внедрен.
Не отставала от «Радиомы» и другая Московская компания «А.Т.К.», которая является дилером такой известной компании как «Vertex Standart». Адаптированные к требованиям Российского Речного Регистра КВ-трансиверы «FT-600» и «VX-1700» так же можно встретить на многих речных грузовых и пассажирских судах. В 2006 году компания «А.Т.К.» стала дилером Южнокорейской фирмы «Saracom», которая по заказу «А.Т.К.» разработала модельный ряд УКВ радиостанций, отвечающих требованиям РРР. Так на Российском рынке, а значит и на речных судах появились мобильно-базовая радиостанция «BS-80» и носимая – «TW-80».

Радиостанция «BS-80», фирмы SARACOM.
Первоначально, «BS-80» поставлялась в корпусах желтого цвета, что говорило о том, что подобные радиостанции выпускались «Saracom» на диапазон Морской Подвижной службы 156-162 МГц и отвечали всем требованиям ГМССБ. Этим объясняется желтый цвет корпуса, водо- и ударозащищенное исполнение. Несколько позже появилась модификация в корпусе серого цвета, более привычная для речников. «BS-80» на сегодняшний день и носимая «TW-80» являются едва ли не самыми популярными и очень надежными радиостанциями «речного диапазона», а их цена сравнима со стоимостью новой модификацией отечественной радиостанции «ГРАНИТ 2Р-24» (которая так же стала в моноблочном исполнении).

Носимая радиостанция «TW-80» от компании Saracom
Носимая радиостанция «Saracom TW-80» так же выполнена на базе морской радиостанции, которая выпускается этой фирмой на диапазон МПС и отвечает требованиям ГМССБ (об этом можно судить по желтой окраске корпуса ). Эту радиостанцию можно и впрямь назвать «неубиваемой», она выдерживает погружение (оставаясь полностью работоспособной) в воду на глубину до 1,5 метров на 30 минут. Радиостанция TW-80 очень удобна в обращении, обеспечивая связь на всех 64 каналах выделенных речфлоту. Для удобства пользователей TW-80 имеет периодически вспыхивающий светодиодный индикатор, что позволяет даже в темноте не утруждать себя ее поиском, скажем в ходовой рубке. Эта радиостанция, так же как и предшественницы может программироваться с ПК, имеет две градации мощности 0,5 и 4 ватта (что так же характерно больше для морских УКВ радиостанций). В общем, TW-80 по популярности сравнялась и даже обошла и «Motorolla GP-340» и обе носимых модификации «Гранит Р-44» и «Гранит 2Р-44», эти «желтенькие» радиостанции мне доводилось много раз видеть в руках вахтенных на пассажирских теплоходах.
В 2007 году компания «Сантэл» снимает с производства заслуженный «Гранит Р-24» и предлагает пользователям «речного диапазона» полностью мобильную базовую радиостанцию «Гранит 2Р-24», выпущенную в моноблочном исполнении, что сделало ее более компактной, удобной для эксплуатации не только на крупных судах, но и на судах длиной до 25 метров и яхтах.

Радиостанция «Гранит 2Р-24» в рубке пассажирского т/х «Иван Бунин»

Разработчики компании «Сантэл» в этот раз постарались на славу, помимо того, что «Гранит 2Р-24» сохранила в себе все возможности и лучшие достижения своей предшественницы. Она имеет современный дизайн (т.к. выполнена на шасси и в корпусе от радиостанции Icom), а также к ней могут быть подключены выносные посты с гарнитурой имеющей внутри электретный микрофон и динамик (на правое и левое крыло ходового мостика).

Выносной пост р/с «Гранит 2Р-24» на левом крыле мостика, т/х «Иван Бунин»
«Гранит 2Р-24» так же успела показать себя как одной из самых надежных радиостанций «речного» УКВ диапазона . Максимальная выходная мощность ее так же как и у предшественницы 25 ватт, остались прежними блок питания и антенна. «Гранит 2Р-24» так же имеет статус главной и эксплуатационной радиостанции. На некоторых теплоходах можно увидеть старый и новый «Граниты» стоящие в одной ходовой рубке.
Модернизация коснулась и носимую радиостанцию, на смену «Гранит Р-44» пришла «Гранит 2Р-44», отличающаяся от предшественницы только дизайном корпуса. Впрочем, главное свое достоинство оставаться работоспособной даже при самом «варварском» обращении новая «Гранит 2Р-44» сохранила.
Я упомянул лишь об основных типах радиостанций, которые используются сегодня на судах речного флота России и успевшие хорошо себя зарекомендовать у пользователей. Сейчас появляются новинки, особенно в ряду носимых «речных» УКВ-шек, но все они в той или иной степени имеют некоторые недостатки, ограничивающие их широкое применение профессионалами. Это и радиостанция «Вега», позиционируемая как отечественная разработка, на базе радиостанции, выпускаемой в Китае, это и предназначенная в основном для водномоторников RT-300, так же на базе «китайской мыльницы».

Радиостанция RT-300.

Из профессиональных новинок я отметил бы носимую VX-417, компании «Vertex Standard» и новинку сезона «NavCom СРС-300», производства Российской компании «НавМарин» (судя по фото в журнале «Капитан» №5 2009, она очень напоминает морскую радиостанцию из модельного ряда Icom).
Подводя итог всему циклу статей, надо сказать, что в целом УКВ радиосвязь в диапазоне 300,025-300,5 МГц и 336,025-336,5 МГц развивалась и развивается достаточно «консервативно». В ней в основном используется радиотелефонный обмен информацией, а такие возможности как цифровой избирательный вызов (ЦИВ), узкополосное буквопечатание (УБПЧ) и вообще использование каких-либо возможностей цифровой передачи информации отсутствует вовсе, или рассматриваются лишь в далекой перспективе, в основном компаниями и фирмами, производящими «речное» радио- и навигационное оборудование. Говорить об организации автоматизированного управления движением судов на ВВП и организации судопропуска на каналах и шлюзах, с использованием АИС (автоматизированной идентификационной системы), так же пока не приходится (здесь основной причиной является, все та же неопределенность в использовании «речного диапазона»). В 2015 году планируется открытие ВВП России для плавания иностранных судов, во всяком случае, на главной «речной магистрали» Санкт-Петербург – Астрахань, Санкт-Петербург-Ростов-на-Дону. Это в свою очередь должно дать толчок в развитии как уже существующей системы УКВ радиосвязи, так и в развитии новых систем и существенного расширения возможностей уже существующей системы.

Комментарии к статье
Автор Комментарий
avk
Участник
3.7
15 Янв 2010 00:13


Хорошая статья, только "Motorola" пишется с одним l, а не с двумя :)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные, активировавшие регистрацию и не ограниченные в доступе участники сайта!
Файл создан: 13 Янв 2010 14:00, посл. исправление: 27 Июн 2010 16:49
© radioscanner.ru, miniBB® 2006 | загрузка: с.