На главную страницу сайта
· Наш магазин · Объявления · Рейтинг · Статьи · Частоты · Копилка · Аэродромы · Live!
· Файлы · Диапазоны · Сигналы · Музей · Mods · LPD-форум · Клуб · Радиостанции
На сайте: гостей - 52,
участников - 12 [ nn3ar, Барабашка_Азимут_, muha131, SLB_MN, Механик, Sanchous_123, ГУ50, DangerAlex, Краснофлотец, Draco Malfoy, Edd, Voevoda]
 · Начало · Опросы · События · Статистика · Поиск · Регистрация · Правила · FAQ · Галерея ·
 Форум —› Авиационный диапазон —› Тропо и самолётный след 
Большой выбор аксессуаров для радиостанций и приемников!


Зарядные устройства

Гарнитуры и тангенты

Аккумуляторы

Динамики

Переходники
 Страница:  1  2  »»Поиск в теме
Автор Сообщение
БИУС НК
Участник
Offline1.6
с мая 2008
Сообщений: 174

Дата: 07 Июн 2008 22:27:29 #  

Ребят.Может кто знает эту зависимость экспериментально или согласно научных исследований.Уровень тропосферного прохождения можно ли определить визуально по инверсному следу.Надо мной пролетает много самолетов в разных направлениях.Следы бывают разные.Есть те что быстро исчезают.Другие долго держаться.Одни исчезают другие размазываються.Вобщем лично я не узрел.Но особенно в хорошую погоду смотришь на небо.Вот этот из Алжира а этот из Италии этот из Парижа.Красиво.Рука рефлексорно тянеться к радио.
deer
Участник
Offline2.3
с сен 2006
Санкт-Петербург
Сообщений: 330

Дата: 07 Июн 2008 22:30:55 #  

Хммм. Визуальные эффекты зависят от ветра на известной высоте. Что ещё от него зависит в этом мире?
Реклама
Google
Фотограф
Модератор раздела
Offline6.3
с янв 2006
Чкаловский-Круг
Сообщений: 24886

Дата: 07 Июн 2008 23:05:32 #  

Может кто знает эту зависимость экспериментально или согласно научных исследований.Уровень тропосферного прохождения можно ли определить визуально по инверсному следу
БИУС НК

Это зависит от количества и состава стружки, срываемой с крыла самолёта. :)
Подробности тут.
БИУС НК
Участник
Offline1.6
с мая 2008
Сообщений: 174

Дата: 07 Июн 2008 23:17:22 #  

Осторожно с информацией об источниках нелегального дохода.БОМЖи пойдут учиться на лётчиков.
Питер_AM
Участник
Offline6.5
с фев 2007
Санкт-Петербург
Сообщений: 2161

Дата: 07 Июн 2008 23:23:16 · Поправил: Питер_AM (07 Июн 2008 23:24:46) #  

БИУС НК
Ребят.Может кто знает эту зависимость экспериментально или согласно научных исследований.Уровень тропосферного прохождения можно ли определить визуально по инверсному следу.Надо мной пролетает много самолетов в разных направлениях.Следы бывают разные.

Лет 15 назад я плотно занимался дальним тропосферным приёмом. Конечно я наблюдал и за небом!

Признак хорошего "тропо" - прямой, но быстро исчезающий, "пунктирный" имерсионный след. Прямолинейность и отсутствие смещения (!) указывает на отсутствие ветра (способствует образованию слоёв воздуха), быстрое исчезновение указывает на низкую влажность на высоте (что может создавать градиент с высокой влажностью у земли), разрывы - на неоднородности температуры/влажности (на них может происходить преломление и рассеяние). Но если честно, барометр подскажет _гораздо_ больше. :-)

При антициклоне (давление больше 760мм рт.ст) и чистом небе дальнее УКВ прохождение обычно есть, а при циклоне его всегда нет. Особенно сильное "тропо" бывает в конце периода хорошей погоды, либо в жаркие дни по утрам и вечерам. Ветер и циклоническая деятельность за считанные часы "размывают" тропосферное прохождение, при этом вначале возникают быстрые замирания сигнала. Один раз весной и один раз осенью бывают сверхмощные "тропо" волноводного типа, даже при пасмурной погоде, вызыванные перестройкой атмосферы к противоположному сезону (лето -> зима, зима -> лето).
Aeroplanino
Участник
Offline3.7
с дек 2004
Московская область
Сообщений: 1938

Дата: 08 Июн 2008 11:08:32 #  

Питер_AM
Всё имхо:
Признак хорошего "тропо" - прямой, но быстро исчезающий, "пунктирный" имерсионный след.
А если бы борт шёл эшелоном выше или ниже, то след был бы постоянный или его вообще не было - тропо не будет?

Прямолинейность и отсутствие смещения (!) указывает на отсутствие ветра (способствует образованию слоёв воздуха)
Указывает на направление ветра, совпадающее или обратное по направлению с направлением полёта. След ползёт вперёд или назад - этого, разумеется, не видно. Ни разу не слышал, чтобы борта передавали на эшелоне отсутствие ветра.

Чем защитите свои доводы?
Дата: 08 Июн 2008 14:03:24 #  

Много слышал названий "этому" следу - вот ещё одно, видно - не последнее... Наблюдал "обширную" дисскуссию в Википедии - в т.ч. ссылаются и авиационные "специалисты" (?!?!?!) "Прошёл бы мимо", но кр.масса могла что-то переполнить... С благодарностью и в Память о ушедших - преподавателей и инструкторов СВВАУЛШ - готовлю подробную статью в "эту самую" Википедию о КОНДЕНСАЦИОННОМ СЛЕДЕ - единственное правильное название, и дисскуссия отменяется... Допускается и встречается, но очень редко - ОБЛАЧНЫЙ СЛЕД, т.к. природа образования - одна. Этот след образуется "в районе" тропопаузы, при определённых условиях, естественно - "каждый раз и даже час" - разных, поэтому - и на распространение радиоволн влияющей! По АльмаМатеру припоминаю, что в предъутренние часы (и в др. условиях) искажаются или даже "теряются" сигналы на некоторых частотах. Думали - "происки" - пока не изучили,(давно уже - сами знаете) теперь вроде "всё пошло своим чередом"! Но и в каких-то "частях" спектра - резко увиличивается дальность приёма - ничего не напутал?! С пожеланиями наилучшего! Хорошего дня - Воскресенья!
Theyler
Участник
Offline3.2
с июн 2007
от верблюда
Сообщений: 2020

Дата: 08 Июн 2008 15:07:08 · Поправил: Theyler (08 Июн 2008 19:15:17) #  

Хорошего дня - Воскресенья!
Спасибо. Но лучше пожелайте хорошего понедельника.
Воскресенье - он и так хороший. (-:
БИУС НК
Участник
Offline1.6
с мая 2008
Сообщений: 174

Дата: 08 Июн 2008 16:03:56 #  

При распространении в моей зоне(по над морем) один раз даже италийский репитер открывал.Звал звал никто не ответил.Гады.Хотел ЩаоСьоЛ.Говорят даже с Францей бывают связи.А уж с Алжиром так это как у себя в городе.С "советскими" моряками в алжирской зоне целое лето каждый день о жизни болтаем.Сперва не верят про дальнее прохождение.Потом "въезжают".
Питер_AM
Участник
Offline6.5
с фев 2007
Санкт-Петербург
Сообщений: 2161

Дата: 08 Июн 2008 19:17:22 #  

Aeroplanino

Какой ник! Спорить, не буду, попробую обосновать.

Сразу разделил бы тропосферные прохождения на два варианта: 1) из-за рассеяния (scatter), 2) из-за преломления на слоях и волноводное.

А если бы борт шёл эшелоном выше или ниже, то след был бы постоянный или его вообще не было - тропо не будет?

Встречный вопрос: насколько меняется температура в зависимости от высоты эшелона?

След ползёт вперёд или назад - этого, разумеется, не видно. Ни разу не слышал, чтобы борта передавали на эшелоне отсутствие ветра.

Пожалуй, насчёт ветра на 10 км я был не прав. Там всегда ветренно. А ветер на высоте 10 км не коррелирует с приземным ветром.

На ближнее тропо сильно влияет ветер ПРИЗЕМНЫЙ, если безветрие при ясной погоде - тропо 100% есть. Если ветра нет, над водой или землей по утрам и вечерам образуются приподнятые слои, на гранцах которых развиватся прохождение типа "преломление".

Чем защитите свои доводы?

"Механизм ДТР есть результат рассеяния радиоволн на слабых неоднородностях диэлектрической проницаемости тропосферы." Полагаю, неравномерное исчезновение следа говорит о неодинаковости условий. Может происходить тропосферное рассеяние радиоволн за счёт неоднородностей. Самолётный след явно является "лакмусовой бумажкой" тропосферного прохождения такого типа.
БИУС НК
Участник
Offline1.6
с мая 2008
Сообщений: 174

Дата: 09 Июн 2008 00:18:14 #  

Честь и халва Питерам.Сохраню эту страничку в "Моих док".Сразу видно спец.Грамотно выложенная инфа в приземлённом виде(без заумностей).
Theyler
Участник
Offline3.2
с июн 2007
от верблюда
Сообщений: 2020

Дата: 09 Июн 2008 00:45:40 #  

насколько меняется температура в зависимости от высоты эшелона?
Имеется мнение, что 1000м = -3°C
ПЗ 81
Участник
Offline1.3
с ноя 2006
Сообщений: 36

Дата: 09 Июн 2008 11:43:36 #  

насколько меняется температура в зависимости от высоты эшелона?
Имеется мнение, что 1000м = -3°C


Рекомендую всем, кто интересуется состоянием атмосферы и процессами происходящими в ней. Очень подробно описано про вертикальный градиент температуры.

http://meteo.paraplan.net/books/polet_na_planere.html
ЗигЗаг
Участник
Offline5.0
с апр 2006
Нижневартовск
Сообщений: 2933

Дата: 09 Июн 2008 12:17:41 #  

Полагаю, неравномерное исчезновение следа говорит о неодинаковости условий.
Неравномерное исчезновение следа говорит лишь о том, что ЛА находится на границе образования инверсии.
Поднимись, или опустись ЛА эшелоном выше, или ниже, след либо исчезнет совсем, либо станет плотным и красивым.
В этой связи обсуждаемое здесь сводится к одному тезису- "Зависит ли тропо от высоты полёта самолёта.
Думаю ответ очевиден. Зависит не более чем от количества крокодилов на квадратный метр в африке и среднесуточного надоя в колхозе "Путь к комунизму" за 1975 год.
Питер_AM
Участник
Offline6.5
с фев 2007
Санкт-Петербург
Сообщений: 2161

Дата: 09 Июн 2008 13:23:05 #  

Неравномерное исчезновение следа говорит лишь о том, что ЛА находится на границе образования инверсии

Чего-чего? Инверсия (слоистая неоднородность) может быть на высоте хоть 1 метр от земли (туман). В статье, которую привёл ПЗ 81 сказано, что инверсию можно увидеть по "растеканию" кучевых облаков. Добавлю, осенью инверсия выглядит как расползание в стороны вертикального столба дыма от костра (который как бы наталкивается на препятствие). Инверсия вызывает рефракцию и сверхрефракцию.

по формуле прямой видимости. S=3.57 * (sqrt(H)+ sqrt(h)):

при высоте передающей и приёмной антенн H=20 метров, дальности 200 км, (преломляющий слой на половине дистанции от обоих антенн) получаем высоту инверсионного слоя:

высота неоднородности h=(S/2/3.57 - sqrt(H))^2 = (200/2/3.57 - sqrt(20))^2 = 554 метра.

Расчёт неточен, т.к. радиоволна плавно "загибается" к земле за счёт рефракции, но всё равно высота неоднородности явно не 10 км.

А еще бывает рассеяние на "преломляющих пузырьках": http://www.vhfdx.ru/tropo/non-channel-tropo-secrets
Там высота слоя как раз "более 8 км". Надеюсь, что "пузырьки" можно увидеть по самолётному следу.
Theyler
Участник
Offline3.2
с июн 2007
от верблюда
Сообщений: 2020

Дата: 09 Июн 2008 13:29:58 · Поправил: Theyler (09 Июн 2008 13:33:39) #  

h=(S/2/3.57 - sqrt(H))^2 = (200/2/3.57 - sqrt(20))^2 = 554 метра.
пипец. (-:
Питер_AM
Участник
Offline6.5
с фев 2007
Санкт-Петербург
Сообщений: 2161

Дата: 09 Июн 2008 13:33:22 #  

Theyler
Послушал круглый стол на УКВ, стало обидно, что к 4-й категории относятся с явным пренебрежением, мол УКВ-связь "местная", поэтому "быстренько учите морзянку, покупайте КВ-трансивер и вливайтесь в ряды".
Theyler
Участник
Offline3.2
с июн 2007
от верблюда
Сообщений: 2020

Дата: 09 Июн 2008 13:45:23 #  

Питер_AM
Глупости.
Я морзянку не помню (по крайней мере, напевы на слух уже не различаю).
У самого 4-я категория. Когда получал, у меня друзья из комиссии просто спросили: "Тебе какую? Ты и на первую потянешь по знаниям". Я ответил, что я потяну и на первую, но будет стыдно перед теми, кто зарабатывал категорию в соревнованиях своим потом и трудом. Поэтому взял четвёртую.
Но у нас (регион 6L) никто к 4-ке с презрением не относится. У нас все любители знают, что пол Ростова людей при солидных знаниях в области радиосвязи (да и при бабках или вообще директора фирм по продаже радиостанций или по построению систем радиосвязи) сидят на четвёртой и им хватает, чтобы носить с собой трансивер официально. А в соревнованиях участвуют только фанаты любительства. Обычно это пенсионеры. даже слепой один есть. Что им ещё остаётся? А молодёжь не хочет этим заниматься.
В итоге те, кто просто хочет радиостанцию, получают 4-ю, а кто прожжённый радиолюбитель, те вот и повышают категории. Но при этом они не умаляют серьёзности тех, кто имеет 4-ку и не лезет на повышение. Каждому своё.
Фотограф
Модератор раздела
Offline6.3
с янв 2006
Чкаловский-Круг
Сообщений: 24886

Дата: 09 Июн 2008 13:45:46 #  

обсуждаемое здесь сводится к одному тезису- "Зависит ли тропо от высоты полёта самолёта.
Думаю ответ очевиден. Зависит не более чем от количества крокодилов на квадратный метр в африке и среднесуточного надоя в колхозе "Путь к комунизму" за 1975 год.

ЗигЗаг
+1. Именно поэтому я и сказал в самом начале темы : зависит от количества и состава стружки, срываемой с крыла самолёта. :)
В полку связи, где служил срочную, был радиорелейный батальон. Во время учений мы иногда работали с тропосферными станциями. Запомнилась одна особенность : минут 5-7 во время заката/восхода Солнца был очень сильный шум, вплоть до полного пропадания канала связи.
NBFM: Специалисты по тропосферной связи называют это явление "утренняя и вечерняя заря". Появление шума связано со скоростным прогревом (или остыванием) лучами восходящего солнца различных слоев атмосферы и разрушения структуры переотражающих неоднородностей.

В остальном качество связи гораздо лучше, чем по кабелю. На крупных учениях "держали канал" неделю. Независимо от направления полёта самолётов и конденсационного следа от них.
kmike
Участник
Offline2.3
с ноя 2007
Новосибирск
Сообщений: 320

Дата: 09 Июн 2008 14:18:24 #  

УКВ-связь "местная"

DXинг на УКВ требует аппаратуры, знаний и умений поболее, чем на КВ.А если в ЧМ на штырёк алёкать - то канешна, местная.
Питер_AM
Участник
Offline6.5
с фев 2007
Санкт-Петербург
Сообщений: 2161

Дата: 09 Июн 2008 14:41:21 · Поправил: Питер_AM (09 Июн 2008 14:41:39) #  

Theyler О 4-й думаю точно так же, как Вы: "заслужить надо". У нас тоже пенсионерам 3-ю дают без экзамена: при мне 3-ю получил слепой (сказал, антеннщиком служил в армии), пожалели.

Фотограф:
На крупных учениях "держали канал" неделю. Независимо от направления полёта самолётов и конденсационного следа от них.

Интересно! К.У. антенн не помните?

kmike:
хорошо сказано.
Theyler
Участник
Offline3.2
с июн 2007
от верблюда
Сообщений: 2020

Дата: 09 Июн 2008 14:52:01 · Поправил: Theyler (09 Июн 2008 14:52:28) #  

Питер_AM
О 4-й думаю точно так же, как Вы: "заслужить надо".
Вообще-то первая - самая высшая, а 4-я самая "начинающая"..
ЗигЗаг
Участник
Offline5.0
с апр 2006
Нижневартовск
Сообщений: 2933

Дата: 09 Июн 2008 15:08:26 #  

Питер_AM
Инверсия (слоистая неоднородность) может быть на высоте хоть 1 метр от земли (туман).
Это инверсия- изменение температурного градиента. Ничего общего с инверсионным следом самолёта не имеющая.

Видимо вас с толку сбило название этого следа как Инверсионного. Его можно называть конденсационным (вроде бы это даже более правильное название).

Дак вот, это явление к изменению температурного градиента прямого отношения не имеющее.
В атмосфере всегда присутствует этот слой, в котором от самолёта будет образовываться конденсационный (инверсионный) след. Только он гуляет по высоте, поэтому то самолёт может оставить за собой след, а может и не оставить. Всё зависит лишь от того, на какой высоте этот самолёт летит. Больше ни от чего не зависит.
Фотограф
Модератор раздела
Offline6.3
с янв 2006
Чкаловский-Круг
Сообщений: 24886

Дата: 09 Июн 2008 15:21:10 #  

Интересно! К.У. антенн не помните?
Питер_AM
Мы мало общались с "тропосферщиками". Станции у них были , вроде бы Р-410. 3 или 4 автомобиля "Урал" и "ЗИЛ". Диаметр одной параболы около 6-8 метров. (Всего их было две). Мощность большая - во время работы перед параболами было запрещено находиться.
Питер_AM
Участник
Offline6.5
с фев 2007
Санкт-Петербург
Сообщений: 2161

Дата: 09 Июн 2008 17:20:02 · Поправил: Питер_AM (09 Июн 2008 17:47:10) #  

Theyler: имел в виду, что "заслужить надо... 3-ю", морзянку знать, иметь опыт QSO, уметь общаться в эфире. Стыдно бывает, когда в Дегене слышу на КВ невнятные связи в SSB, когда "старшие" поправляют молодых. Поэтому я за 4-ю УКВ-категорию для начинающих, к которым себя отношу.

ЗигЗаг
> Инверсия (слоистая неоднородность) может быть на высоте хоть 1 метр от земли (туман).
Это инверсия- изменение температурного градиента. Ничего общего с инверсионным следом самолёта не имеющая.


Верно. Приземные инверсии отвечают за ближнее тропо, а турбулентности на высоте h=10км - за дальнее.

Совпадение терминов "инверсия/инверсионный след" вообще чистая случайность.
Вряд ли слой на высоте 10 км так сильно выражен, чтобы преломлять радиоволны.
Военные УКВ радиорелейные линии на рассеянии работают, которое есть всегда, в отличие от температурной инверсии.

слой, в котором от самолёта будет образовываться конденсационный (инверсионный) след... гуляет по высоте, поэтому то самолёт может оставить за собой след, а может и не оставить. Всё зависит лишь от того, на какой высоте этот самолёт летит. Больше ни от чего не зависит.

Действительно бывает, что самолёт не оставляет следа. Смотрю, над Питером воздушный коридор (откуда?).

Под "рваным", пунктирным следом имел в виду характер его распада, а не первоначальные очертания.
В статье Wikipedia нашёл объяснение, что исчезновение следа происходит из-за испарения капель вследствие диффузии. Добавлю -- это свойство антициклона, осушать воздух. Антициклон способствует тропо.

Почему след неравномерно "тает" ? 1. Различная влажность воздуха и точка росы - соглашусь.
2. Турбулентность (аналогия: растворение сахара в чае). 3) общий распад антициклона, приближение циклона. Обдумать влияние того и другого предлагаю самостоятельно.
Питер_AM
Участник
Offline6.5
с фев 2007
Санкт-Петербург
Сообщений: 2161

Дата: 09 Июн 2008 17:20:02 · Поправил: Питер_AM (09 Июн 2008 17:45:13) #  

Фотограф: Это я и хотел узнать. Для "держать канал в течение недели" нужно немеряно мощи.

P.S. Статья снятие "стружки" с крыльев: http://vadim-andreev.narod.ru/ufo/sled.htm
Theyler
Участник
Offline3.2
с июн 2007
от верблюда
Сообщений: 2020

Дата: 09 Июн 2008 17:21:51 #  

во время работы перед параболами было запрещено находиться
У нас в армии ходила байка, как у соседей-ПВОшников жил кот. И как-то раз он забрался в задранную тарелку и уснул там. А тут включили её в работу. Кот с диким визгом вылетел из неё пулей и убежал. Потом на следующий день тело его нашли. Вокруг кота лежала выпавшая шерсть.

Рассказывали и другую байку. Одному солдату надоело бриться. Он решил "побриться" один раз и навсегда - фидером на 1/10 от мощности. "Побрился". Комиссовали в связи с выпадением всех зубов.
Фокусник
Участник
Offline1.6
с фев 2008
М.О.
Сообщений: 123

Дата: 18 Окт 2015 23:05:34 #  
Corvus
Участник
Offline3.2
с мая 2003
Самара
Сообщений: 3251

Дата: 23 Окт 2015 07:05:03 #  

Видимо вас с толку сбило название этого следа как Инверсионного. Его можно называть конденсационным (вроде бы это даже более правильное название).
ЗигЗаг

Да, правильное название - "конденсационный след".
Хотя среди лётного состава термин "инверсионный след" более популярен, чем правильный термин "конденсационный след" (которым пользуются в основном метеорологи).

Следы не имеют прямой связи с инверсиями. Для образования следов нужно, чтобы на высоте полёта Т воздуха была ниже -20 (а ещё лучше ниже -30) и довольно высокая относительная влажность.

Обычно следы наблюдаются в верхней тропосфере, где Т падает с высотой (хоть и медленнее, чем у земли). А выше тропосферы находится мощная инверсия - тропопауза, в ней Т резко растёт, а влажность резко падает, поэтому в тропопаузе следы не образуются.

При сгорании топлива выделяется большое количество влаги. При тех метеоусловиях, о которых я написал выше (низкие температуры и высокая влажность воздуха) эта влага конденсируется (а точнее, переходит в ледяную фазу) и образует долго существующий след. А при низкой влажности воздуха след мгновенно испаряется.

Самолёт лишь привносит в атмосферу дополнительную влагу, которой (если влажность воздуха и так высокая, а температура низкая) некуда деваться, кроме как сформировать след.

Инверсия (если она есть) играет сугубо вспомогательную роль. В большинстве случаев в слое, где образуются следы, никакой инверсии нет - она находится в 1-2 километрах выше (тропопауза).

Главное условие - температура воздуха. Она должна быть ниже -15...-20, чтобы водяной пар сразу переходил в ледяную фазу (при Т выше -15 облака состоят из капель жидкой переохлаждённой воды). Наиболее ярко этот процесс виден при более низких температурах, порядка -30...-50, какая чаще всего и бывает в слое атмосферы, где наблюдаются следы.

Влажность (на уровне полёта) влияет на сохранение следа. Если она высока (выше 70%, а лучше близка к 100%), следы будут сохраняться многие минуты, а нередко и несколько часов. Если влажность меньше 70%, следы будут мгновенно испаряться, в течение нескольких секунд, максимум - 1 минуты.
Фотограф
Модератор раздела
Offline6.3
с янв 2006
Чкаловский-Круг
Сообщений: 24886

Дата: 02 Янв 2016 14:29:11 #  

В ходе ежегодного Парада роз в Пасадине несколько самолетов с помощью дыма вычертили лозунги "Кто угодно, только не Трамп" и "Америка восхитительна. Трамп отвратителен":

Увеличить
Реклама
Google
 Страница:  1  2  »» 

Создавать сообщения могут только зарегистрированные участники форума.
Войти в форум :: » Логин » Пароль
Начало
Средства связи, рации. Купить радиостанции Motorola, Yaesu, Vertex, приемники, антенны.
Время загрузки страницы (сек.): 0.027; miniBB ®